Возобновление поставок нефти в Беларусь возможно только после расчета официального Минска с «газовым долгом».
Нефть в обмен на газовый долг
Россия не будет увеличивать поставки нефти в Беларусь, пока Минск не погасит долги за газ, заявил российский вице-премьер Аркадий Дворкович во время форума «Интеллигенция о мире, Европе и Италии».
«У нас график сокращен до конца года. Но если Беларусь заплатит, то он восстановится», – цитирует Дворковича ТАСС.
Чиновник добавил, что Россия и Беларусь пока не договорились о формуле цены на газ.
«Новая цена на газ не означает прощения долгов»
Поставки нефти не вернутся на прежний уровень до тех пор, пока официальный Минск не рассчитается с газовыми долгами, считает экономист Лев Марголин.
«Для России важен сам фактор дисциплины: когда покупатель отказывается платить за газ цену, предусмотренную контрактом, и хочет платить меньше ("по справедливости"), такое поведение может стать плохим прецедентом для других покупателей, каких у России много, – отметил Лев Марголин. – Поэтому на требование белорусских властей Москва не могла согласиться ни в коем случае».
В начале 2016 года официальный Минск посчитал справедливой цену на российский газ в размере 73 долларов за 1 тыс. кубометров (сейчас Беларусь покупает газ по 132 доллара за 1000 кубометров). В ответ в июне Москва инициировала сокращение поставок нефти в Беларусь («Транснефть» сократила поставки на треть), мотивируя свое решение тем, что белорусская сторона не выполняет достигнутые ранее договоренности об объемах поставок нефтепродуктов на рынок России (в январе-апреле в Россию поставлено 156,1 тыс тонн нефтепродуктов - на 37,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
В конце августа российский «Коммерсант» сообщил, что Беларусь и Россия договорились о новой цене на газ. Как оказалось, «достоверные источники» оказались не очень дальновидными: российское правительство отрицает наличие газовых договоренностей.
Сбываются прогнозы экспертов БДГ о том, что Кремль заставит Минск платить по счетам.
«Россия подтвердила свою позицию: даже после появления информации о том, что цена на газ урегулирована, никто не заикнулся о прощении долгов. Но с урегулированием цены на газ, о которой сообщил российский «Коммерсант», поспешили; даже если удастся договориться, то новая цена вступит в действие с момента достижения договоренности. Но газовые долги никто не собирается прощать», – подчеркнул экономист.
Лев Марголин считает, что в конечном итоге стороны найдут взаимопреемлемую цену на газ, однако «газовый долг» Россия не простит.
«Стороны найдут взаимоприемлемую цену на газ, но долги за газ Россия не простит. Просто потому, что это дурной тон», – говорит он.
Газовый долг составляет порядка 300 млн долларов.