Бывшие «суворовцы» «всплывают» в самых темных историях российского и белорусского бизнеса.
"Уралкалий" готовится изменить состав совета директоров после продажи "Онэксимом" 20%-ной доли в компании белорусскому бизнесмену Дмитрию Лобяку.
Естественно, наш земляк теперь войдет в Совет директоров компании, пишет belaruspartisan.org.
Кто же этот таинственный бизнесмен, так внезапно ворвавшийся в российскую олигархическую лигу?
Как говорится в сообщении "Уралкалия", в список кандидатов в совет директоров для голосования на внеочередном собрании акционеров 27 сентября включены новый акционер компании Дмитрий Лобяк и юридический директор "УралХима" Димитрий Татьянин. Они номинированы вместо генерального директора "Онэксима" Дмитрия Разумова и заместителя генерального директора "Онэксима" Михаила Сосновского.
Остальные кандидаты входят в действующий совет: это глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов (председатель совета), генеральный директор "Уралкалия" Дмитрий Осипов, глава совета директоров "УралХима" Дмитрий Мазепин, гендиректор "УралХима" Дмитрий Коняев, независимые директора Роберт Маргеттс, Пол Остлинг и Люк Мане.
Естественно, нас более всего интересует наш земляк – ничем особым не отметившийся на родине, но нашедший миллиард долларов, чтобы купить пятую часть «Уралкалия».
Белорусская компания Лобяка "Юрас Ойл"до вышеназванной сделки мало кому была известна, хотя работала с 2004 года. Согласно официальной информации, "Юрас Ойл" — белорусский дилер химической продукции и нефтетрейдер. Структура является близкой к холдингу "Уралхим", которым владеет еще один уроженец Беларуси Дмитрий Мазепин. Она выступает качестве официального дилера торгового дома "УралХим" на белорусском рынке, организация поставляет сырье на "Гродно-Азот", "Гомельский химический завод", "Нафтан" и другие, в числе ее торговых контактов — сотрудничество с белорусским спецэкспортером нефтепродуктов ЗАО "Белорусская нефтяная компания".
Офис компании находится на улице Маяковского, 144 – 5 этаж в далеко не самой дорогой минской «стекляшке», в которой и зубы лечат, и на игровых автоматах поигрывают. Откуда же такие деньги, чтобы купить часть российского калийного гиганта?
Мазепина и Лобяка связывает дружба с суворовских времен. На сайте Белорусского союза суворовцев и кадет оба значатся как суворовцы 5-й роты, 29-го выпуска. Причем, по иронии судьбы, в списке их фамилии стоят рядом – так получилось по алфавиту. Из этого же списка можно узнать, что Дмитрий Лобяк родился 3 августа 1968 года, таким образом, в олигархическую лигу он попал аккурат к 48-летию.
Буквально недавно у Дмитрия Лобяка появился и еще один российский актив -- если верить данным «СПАРК-Интерфакс», у Лобяка 17% акций компании «Верхнекамский электромеханический завод» (ВЭМЗ), которая была арегистрирована в Соликамске, где расположены рудники «Уралкалия». Правда, о масштабах этого бизнеса судить сложно, поскольку компания была учреждена только в июне 2016 года. Интересно, что еще один учредитель ВЭМЗ — Евгений Шавель (тоже владеет 17%) — еще один однокурсник Мазепина и Лобяка по Минскому суворовскому училищу. Есть информация, что «Юрас Ойл» принадлежит и Шавелю, и Лобяку в равных долях. Почему в сделке по покупке «Уралкалия» светится только Лобяк, пока непонятно.
Примечательно, что ни Дмитрий Лобяк, ни Евгений Шавель никогда не входили в ТОП-200 белорусских бизнесменов, который ежегодно составляет белорусское издание "Ежедневник" на основе данных из открытых источников, исходя из совокупной величины активов бизнесменов и степени их влияния на деловую и политическую среду в стране. "Можно предположить, что в данном случае компания "Юрас Ойл" выступила по сделке неким свадебным генералом, который помог "Уралхиму" укрепить свои позиции в Уралкалии", —прокомментировал источник в нефтетрейдерских кругах сразу после объявлении о совершении сделки.
Источник также обратил внимание на то, что предполагаемая цена сделки никак не совпадает с масштабами бизнеса Лобяка. Он привел данные Московской биржи, согласно которым на 18:09 мск стоимость 20% пакета акций Уралкалия оценивалась примерно в 1,6 миллиарда долларов. "Очевидно, эту цифру можно рассматривать в качестве суммы сделки, хотя некоторые источники утверждают, что 20-процентный пакет акций обошелся несколько дешевле. Встречаются самые разные цифры, но все они больше миллиарда долларов", — сказал источник.
"Считать деньги в чужом кармане — не очень этичное занятие, но в данном случае понятно, что не слишком известный химический трейдер не может располагать такой суммой. Для этого надо вынуть все деньги из оборота и еще кредитов набрать", — заметил источник. Поэтому, предполагает он, "Юрас Ойл" в этой сделке мог выступать только как юрлицо — покупатель, "но средства, скорей всего, заемные или, так сказать, "дружественные".
Фамилия друга известна.
Дмитрий Мазепин давно вынашивал планы "прибрать Уралкалий полностью к своим рукам". Кроме того, как отмечают российские СМИ, еще одной давней мечтой Мазепина было воссоздание альянса «Уралкалия» и «Беларуськалия» после калийного скандала лета 2013 года. В 2014 году Мазепин приезжал на переговоры с Лукашенко и предлагал ему эту идею. Однако переговорщики не сошлись в основных условиях. Потому полной неожиданностью для всех стало заявление белорусского президента в кулуарах Всебелорусского народного собрания, когда Лукашенко заявил журналистам о том, что в Минске не исключают воссоздания калийного альянса, но только на белорусских условиях: офис компании должен размещаться в Минске, вся деятельность ее должна быть полностью прозрачна для белорусской стороны и подконтрольна белорусским властям. Тогда же Лукашенко заметил, что переговорщики с российской стороны по этому вопросу "каждую неделю" к нему ездят, однако о результатах этих переговоров белорусский лидер умолчал.
"Теперь, когда пришли новости по продаже 20% Уралкалия де-юре белорусской компании, можно предположить, о чем шла речь на этих переговорах. Ведь такие сделки не совершаются за один день, им предшествует тщательная подготовка, взвешивание и анализ всех факторов на рынке, прощупывание позиций будущих партнеров и противников", — заметил в данной связи источник.
В свою очередь, сам Дмитрий Лобяк высказался неопределенно. «У двух компаний, насколько известно, сейчас достаточно конструктивные взаимоотношения. По мере необходимости они поддерживают рабочие контакты, находятся в диалоге. Мне кажется, что развитие эффективного партнерства в любом случае пошло бы на пользу и российской, и белорусской стороне. Надеюсь, что так и произойдет», — считает бизнесмен.
Лобяк не имеет отношения ни к «Беларуськалию», ни к БКК. Но говорит, что его «абсолютно корректно называть белорусским бизнесменом». «В Беларуси провожу достаточно много времени. Здесь находится моя семья, мой бизнес, компания, которой я руковожу. Что касается отношений с Дмитрием Мазепиным — мы давно друг друга знаем, у нас давние деловые партнерские отношения».
Получается, центровая фигура все-таки Дмитрий Мазепин. В этой связи эксперты обращают внимание на особенности биографии российского олигарха. Родился 18 апреля 1968 года в Минске, в 1985 году окончил Минское суворовское военное училище. Еще год учился на военного переводчика. В 1986-1988 - Афганистан, переводчик. В 1992 году окончил экономический факультет МГИМО, но идет на скромную работу в «Беларусбанк» -- заместителем директора филиала. В 1995 году отправляется в Россию, и уже в 1997-м - вице-президент Тюменской нефтяной компании, плотно дружит с «Газпромом», переносит свои интересы в химическую отрасль.
Как выясняется, Минское суворовское училище является признанным «поставщиком» бизнесменов. Дмитрий Мазепин – самый известный из них, но не единственный. По данным «Ежедневника», в 32-м выпуске (1 рота) переступил порог Минского Суворовского училища заместитель председателя Белорусской федерации баскетбола Андрей Балабин. «Суворовец» создал одни из крупнейших в стране сетей по торговле бытовой техникой («5 элемент») и телефонами и аксессуарами («Алло») и активно инвестирует в недвижимость.
За десять лет до него стал офицером «суворовец» 6 роты 23 выпуска Игорь Рачицкий. Потом у него было Полтавское высшее военное зенитно-ракетное училище и служба в Вооруженных силах СССР. В начале 1990-х годов Рачицкий решил завязать с военной карьерой и осел в Могилеве. Там он стал одним из крупнейших инвесторов в городскую недвижимость, а позже начал выпуск стройматериалов на заводе «Газосиликат».
У известного бизнесмена Сергея Левина за плечами также годы учебы в Минском Суворовском училище. Его он окончил с отличием и вышел за стены заведения в 31 выпуске (4 рота). Военную карьеру он продолжил в Ленинградском высшем военном инженерном училище им. Ленсовета, но после его окончания ушел в бизнес. Сейчас бизнесмен является совладельцем и возглавляет «Парфюмерно-косметическую фабрику «Сонца» и сеть магазинов Zvezda.
Наконец, еще один известный «суворовец белорусского бизнеса» - это бывший учащийся 23 выпуска (4 рота) витеблянин Сергей Подгайский. В начале 1990-х годов он создал компанию «Энергокомплект», которая стала одним из крупнейших производителей кабельной продукции в Беларуси.
Выпускник Минского высшего инженерно-зенитного ракетное училища ПВО Александр Муковозчик, создал крупный IT-бизнес - «СТ Группа». Входящие в холдинг компании занимаются разработкой и дистрибуцией программного обеспечения.
Окончивший это же заведение Игорь Римский стал известен на столичном рынке недвижимости, застраивая торговыми центрами и паркингами Комаровку. В последние годы он немного поработал в нефтяном бизнесе, а сейчас занялся продовольствием.
Как показывает ситуация с Лобяком и Шавелем, которые ранее нигде ни в каких рейтингах миллионеров не упоминались, список этот далеко не полный…