«Свободный театр» представил пьесу по мотивам перформанса Петра Павленского.
В лондонском театре Soho белорусский «Свободный театр» выступил с премьерой «Подоженные двери» по мотивам перформанса Петра Павленского, который поджег дверь ФСБ в Москве.
Телеканал «Белсат» пообщался с художественным руководителем «Свободного театра» Николаем Халезиным.
- Расскажите о подготовке спектакля.
- Мы решили поговорить о том, кто находится в эпицентре этой войны, а не имеет к ней никакого отношения. И речь пошла об Олеге Сенцове, Павле Павленском и Pussy Riot. Маша Алехина (участница Pussy Riot) захотела с нами работать, мы поняли, что можем включить ее в спектакль вместе с нашими актерами. И тогда мы сформировали такую модель, в которой через трех творческих личностей, расскажем историю того, что происходит в Украине, Беларуси, России. Вообще спектакль об утопии – любой власти, утопической идеи борьбы с вольнодумством. Любая власть хочет победить свободу мысли. Но ни для одной авторитарной власти это не было достижимым. В этом противостоянии всегда побеждал художник, даже если он умирал.
В спектакле присутствует и документальный материал, и специально написанные драматургические фрагменты, и переработка литературных и научных произведений.
- Стал ли этот спектакль чем-то принципиально новым?
- Мы попытались дойти до черты, которая означает границу телесных возможностей актеров. Мы даже немного пересекли эту черту. Мы проанализировали, что может физически выдержать актер. Когда изучаешь тему насилия над человеком, ты идешь за этой темой. Получилось так, что мы в нее вмешались и не смогли остановиться. Потому что актеры, когда я пытался их немного сдерживать, они все равно шли дальше и дошли до каких-то пределов, которые для большинства актеров мировых театров недосягаемы.
- Как Петр Павленский отреагировал, что стал вдохновителем спектакля?
- Он нормально реагирует, так как у него нет рекламных амбиций. Когда мы начинали работу, он сидел в тюрьме. По нашей просьбе он написал даже два текста. Они вошли в спектакль. Один о страхе, второй о российском художнике и тюрьме.
- Как у вас получается выдерживать конкуренцию с британскими театрами?
- Первые гастроли в Англии у нас были в 2007 году. Мы никогда не адаптировали спектакли ни под одну страну. Мы даже в Гонконге играли спектакли, которые не меняли. Нам не довелось жить в сильно конкурентном поле, ведь мы занимаем очень свою нишу. Мы не лезем в сферы, в которых толкутся большинство театров. Мы занимаемся темами, которые актуальны сегодня, добавляя художественный язык.