1 июля, Москва /Эдуард Пивовар - БЕЛТА/. В России господствует сырьевая психология - психология узкого и краткосрочного эгоизма. Об этом заявил российский политолог, президент Интститута национальной стратегии Михаил Ремизов сегодня в Москве на пресс-конференции, посвященной проблемам белорусско-российского энергетического диалога, передает корреспондент БЕЛТА.
По мнению политолога, подобная психология не способствует созданию настоящих стимулов для интеграции. "Она основана на том, чтобы делить в разной пропорции деньги от продажи сырья между жителями страны, и чем меньше едоков, тем на меньшее число нужно делить сырьевые доходы", - пояснил Михаил Ремизов.
Он подчеркнул, что Беларусь была и остается страной, наиболее готовой на постсоветском пространстве к самой глубокой интеграции. "От того, как у России сложатся взаимоотношения с Беларусью, зависит в целом то, как пойдет интеграция на постсоветском пространстве, - убежден политолог. - Поэтому тактически краткосрочный альянс двух (России и Казахстана. - Прим. БЕЛТА) в рамках Таможенного союза возможен, но он обречен в долгосрочной перспективе".
Михаил Ремизов заявил также, что в недавнем газовом конфликте наибольшие потери понесла именно инициировавшая его Россия. Во-первых, по его словам, нанесен удар по переговорной позиции "Газпрома", который, стремясь получить контроль над газотранспортными сетями стран-транзитеров, утверждал, что это станет гарантией от возникновения газовых споров. Как известно, "Газпром" владеет 50% акций "Белтрансгаза", и теперь все страны-транзитеры, с которыми российский газовый монополист ведет переговоры, получили недвусмысленный сигнал.
Во-вторых, газовый конфликт стал для России неудачной попыткой давления по вопросам Таможенного союза. "Вопрос о газовых долгах был разыгран Россией с буффонадной, скетчевой манере, и это только осложнило ситуацию с Таможенным союзом", - сказал политолог. И, наконец, конфликт показал, что Россия не может позволить себе устраивать "коммунальную склоку", так как именно она как крупное государство получает самый ощутимый репутационный удар, заключил Михаил Ремизов.