У одного из счастливчиков после девальвации осталась треть суммы.
Этим удачливым ребятам в свое время завидовала вся страна. Про их выигрыш писали газеты и снимали сюжеты телевизионщики. Стал ли этот пункт поворотным в их жизни? Как справились они с большими деньгами? И что думают по поводу выигрыша спустя 5—10 лет?
Победители белорусских лотерей чрезвычайно скромны и не любят привлекать к себе внимание. «Онлайнер» связался с тридцатью выигравшими солидные суммы, но неожиданно столкнулись с массовыми отказами и нежеланием общаться на эту тему. «Давайте поговорим после очередного выигрыша», «Если я сейчас вам расскажу, то больше не выиграю», «Категорически не хочу все это вспоминать» — кто-то открыто посылал нас куда подальше, кто-то просто вешал трубку. На такой смелый шаг — рассказать о себе спустя несколько лет после выигрыша — решились только три человека из тридцати.
Николай Теревяйнен: «Все возмущаются, почему я в бизнес деньги не вложил»
Один из самых крупных в истории страны выигрышей получил житель Витебской области Николай Теревяйнен. 50-летний лесоруб из Карелии как раз приехал жить на родину матери — в деревню Зачеревье Миорского района.
— Жена работала в магазине и часто бегала на почту. Так мы прямо заболели этими «лотерейками», — вспоминает Николай Тенгович. — Постоянно покупали вот эти «тройки» и играли. В России мы ни во что не играли. А тут вроде как все честно и правда. В общем, стали покупать.
Удача настигла пару спустя полгода игры. Две лотерейные «тройки» (шесть билетов) жене Николая всучила начальница почты, и в январском розыгрыше супруги стали счастливыми обладателями двухмиллиардного джек-пота. Прямой эфир они не смотрели, а о выигрыше узнали по телефону, когда проверяли «лотерейку».
— Я, конечно же, опешил, жена тоже. Те эмоции сейчас подзабылись, все же пять лет прошло, — вспоминает мужчина. — Помню только, что до выигрыша бабулька из соседней деревни пришла в магазин и сказала жене: «Вас ждет шок от больших денег, но он уйдет». Жена домой пришла и говорит: мол, выиграем мы, наверное, эти 2 млрд. Я тогда не поверил. Думал, что выигрышные билеты нужно покупать где-то в Минске.
Часть денег Николай с женой пожертвовали: по 10 млн рублей — Дисненскому детскому дому и приходу Перебродской церкви, еще 20 млн — Перебродской общеобразовательной школе-детсаду.
На остальные деньги им предлагали купить три квартиры в столице. Мол, еще и останется. Но Николай Тенгович отказался: на тот момент город его угнетал. Он решил отнести все в банк, чтобы жить на проценты.
— Крепко я лоханулся с этими деньгами, — вздыхает Николай Тенгович. — Я хотел разложить на три вклада, как полагается: доллары, евро, белорусские рубли. А мне в банке говорят: мол, чего вы будете раскладывать, вон какие проценты будут большие. Ну а 2011 год вы сами помните какой был. Трехкратная девальвация.
От выигрыша в $635 тыс. осталось чуть больше $220 тыс. По словам Николая Тенговича, в тот год он даже и не думал, что все так получится.
— Я ж в России бо́льшую часть жизни прожил, не привыкший был откладывать все в доллары, — объясняет мужчина. — И была же у меня похожая ситуация в 1998 году в Карелии. Нам могли дать зарплату долларами, но мы отказались, а контора согласилась. Через какие-то две недели доллар прыгнул с 6 российских рублей на 24, а еще через пару недель возле конторы стояли все новые иномарки: начальство купило себе новые машины.
В итоге на оставшиеся деньги Николай Тенгович купил два автомобиля: Toyota Land Cruiser Prado и Toyota Hilux.
— Я подумал, что мне уже шестой десяток и хочу поездить на хороших авто, — объяснил мужчина. — Ну и в Браславе приобрел четырехкомнатную квартиру, отремонтировал, вложился в хозяйство: купил трактор и другой инвентарь. Часть, понятно, отложили.
Спустя пару лет после выигрыша родителей крупно повезло и их сыну: в российскую лотерею тот выиграл 1,5 млн рублей, или $42 тыс. по тогдашнему курсу.
Сам Николай Тенгович по прошествии времени считает, что такие крупные выигрыши — это большая радость, но и большое испытание.
- Сразу появились претензии от многих людей. Мол, поделись миллионами, раз такая удача.
Потом, когда про нас писали, столько злых комментариев было: почему мол, бизнес не открыл, почему вложил в автомобили? У людей такое понятие: если выиграл, нужно в бизнес вложить, чтобы еще больше деньгами завалиться. Но у меня вот так судьба легла, — рассказывает Николай Тенгович. — Я уже успокоился по поводу этого выигрыша и живу как живется.
Жена играет в лотерею до сих пор. Николай Тенгович регулярно покупает ей билетики. Говорит, недавно даже выиграла 1100 рублей.
— Компенсация за потраченные средства, — смеется мужчина.
Иван Чикун: «Первое время после выигрыша почти каждый день устраивали праздники»
Строитель из Гродно Иван Чикун сорвал один из самых крупных джек-потов страны в 2006 году. Он выиграл 201,7 млн рублей ($93,8 тыс. по тогдашнему курсу) и двухкомнатную квартиру в Минске за 129,32 млн ($60,148 тыс.).
— Я был первым чемпионом в Беларуси, который выиграл такой приз. Пару номеров не хватило, а так была бы еще и машина в придачу, — рассказал 49-летний Иван Иванович. — Но через пару месяцев меня перебили, был крупнее выигрыш. Так что мой рекорд держался недолго. Тем не менее мне целый год звонили, расспрашивали, в газетах про меня писали.
Часть денег Иван Чикун потратил на помощь столичному зоопарку: вручил сертификат на 5 млн рублей ($2325 по тогдашнему курсу).
— Тогда праздников много было. Почти каждый день гуляли, — рассказывает Иван Иванович. — Денег тогда не считал. В Минск ехать не захотел. Зачем мне тот Минск, если в Гродно все родственники?
По словам мужчины, на тот момент все круто изменилось. Говорит, если сравнивать его жизнь до выигрыша и после, то это небо и земля.
— Знаете, есть поговорка «Из грязи в князи» — так вот это про меня, — смеется Иван Иванович. — Я до этого жил в общежитии. У меня из имущества были только телевизор с холодильником. А тут фактически свалилось $150 тыс. Конечно, решил жилищный вопрос, сделал хороший ремонт в квартире. Так бы кто знает, сколько копил бы на квартиру. Может, и не построил бы никогда.
Мужчина говорит, что, как только выиграл, тут же стали звонить старые знакомые, родственники и друзья. Кто-то просил помощи, кто-то — одолжить денег.
- Как среди родственников, так и среди знакомых была зависть. У кого-то белая, у кого-то черная. Иногда и уязвить пытались, завидовали.
Что он сделал со столичной квартирой, Иван Иванович не говорит. Да и куда вложил оставшуюся после покупки квартиры в Гродно сумму — тоже.
— Как приходят, так и уходят, — вздыхает он. — Когда было много денег, я их не считал. Вы ж представьте: то ничего не было — а тут такой выигрыш! Туда-сюда и растратились. Если бы мне сейчас тот выигрыш, совсем по-другому распорядился бы.
— Сейчас в лотерею играю, только если финансы позволяют. Иногда покупаю билетик, но ничего особого больше так и не выиграл, — говорит Иван Чикун.
Николай Войцеховский: «Авто пришлось продать и потерять 40% от суммы»
Брестчанин Николай Войцеховский выиграл в лотерею в 2008 году. Тогда парню было 23 года, он работал в швейной фирме. Говорит, что билетик купил для мамы.
— Маме приснился сон, что она выиграет «мерседес» в лотерею. И после этого я купил ей «лотерейку», — вспоминает Николай. — Причем пятница, когда билет был на руках, была рабочим днем. Шел разговор про лотереи. И я заявил, что выиграю «мерседес».
Вообще, мама Николая Татьяна Григорьевна перед своим юбилеем и так старалась чаще покупать лотерейные билеты.
— В последнее время я очень усердно покупаю «лотерейки», так как верю, что людям везет накануне знаменательных событий, — рассказывала потом она.
И 3 февраля 2008 года Татьяна Григорьевна следила за розыгрышем в прямом эфире. А когда поняла, что выиграла автомобиль Mercedes-Benz B 150, стала сразу же звонить сыну.
— Я тоже очень сильно обрадовался, — говорит Николай. — В понедельник пришел на работу и рассказал, что выиграл в лотерею. Никто не поверил. Ребята стали говорить, что я договорился, мол, знал, что у меня кто-то знакомый в руководстве и это все подстроено.
На тот момент машина такого класса стоила 67,5 млн рублей, или около $35 тыс.
— Очень долго в это не верилось — до того момента, пока не дали ключи от машины и не удалось сесть за руль и поехать, — вспоминает Николай. — Конечно, устроили праздник, позвали гостей.
Потом автомобиль семья продала. Правда, при этом потеряли около 40% стоимости — то есть в итоге получили 40,7 млн неденоминированных рублей.
— «Мерседес» продали, потому что у меня на тот момент уже была машина, — вспоминает парень. — Если честно, то в лотерею лучше выигрывать деньги, чем автомобили: на них сумма выигрыша уменьшается.
Деньги Николай уже потратил. Куда — не рассказывает. Говорит только, что про эту сумму уже и думать забыл.
— С того времени удачи в лотереях или азартных играх у меня нет. Да я и не играю больше, потому что захватывает азарт и иду до конца, — объясняет парень. — Наверное, как-то исчерпал свой ресурс. Больше везет теперь в работе: в трудные минуты возникает возможность хорошо заработать.