Власти годами топчутся на месте, грабя народ и пугая его сказками про «плохой» МВФ.
Литераторы и киношники любят нереальные или весьма редкие в реальной жизни вещи — все эти случайные совпадения, внезапные встречи …дцать лет спустя, за которыми следует нравоучительная рефлексия. В экономике почти как в мелодраме — случайная встреча, и ощущение как-то не так прожитой жизни остается неприятным послевкусием.
В просторном холле здания МВФ в Вашингтоне улыбчивый общительный джентльмен в хорошем костюме охотно подтверждает осведомленность о белорусских реалиях, хотя его нынешняя позиция в МВФ — assistant director департамента Ближнего Востока и Центральной Азии с нашей страной никак не связана. Помнит Марк Хортон и тогдашние дискуссии о госсекторе, о льготном кредитовании, дипломатично отмечая, что прогресс у многих стран идет медленнее, чем это возможно.
Но куда медленнее? За пятнадцать лет не разоблачить мифы об ужасах Вашингтонского консенсуса, на которые Лукашенко, видимо, намекнул в понедельник, своеобразно напутствуя белорусскую делегацию, отправляющуюся на консультации по новой кредитной программе во время ежегодного собрания совета директоров МВФ и Всемирного банка.
«Это суперлиберальные требования, — заявил вчера Лукашенко. — Все сводится к одному (если говорить о социальных направлениях): никакого повышения зарплаты, немедленное повышение тарифов и прочего. Коммунисты бы сказали — на удушение народа. Я не хочу сказать, что нас кто-то хочет удушить. Нас никто не понукает, но, увы, формула такова».
Нет, ну если «никакого повышения зарплаты» — тогда мы против! Давайте нам другие реформы, чтобы с повышением! Соскучились мы по повышениям — как надорвались на «попиццот», так больше ничего и не повышалось. И МВФ тут ни при чем — у него алиби, не его это жестокости с народом, а внутренние.
Аналогично с ЖКХ. Рекомендация увеличения тарифов, о которой вспомнил Лукашенко, сопровождается еще двумя, весьма настойчиво повторяемыми международными экспертами: утвердить меры соцподдержки тех, кому новые тарифы не по плечу, и заняться снижением себестоимости услуг. Заняться нормально, системно, без наших ноухау — вроде за неделю найти и посадить виноватых без других видимых результатов для отрасли. Тогда глядишь, тарифы потянут и доктора с учителями, и предприятия, загибающиеся в дебрях перекрестного субсидирования.
Традиционным пугалом в очередной раз стала тема приватизации. «Я всегда говорил, что мы никогда не будем отказываться от государственной собственности, если она нормально функционирует. Более того, мы будем опираться на нее», — подчеркнул Лукашенко. Его смущает, в частности, рекомендация запретить пересмотр результатов приватизации после определенного срока (предлагается три года).
Кстати про «страшный» МВФ, стремящийся, по каким-то неведомым причинам «помучить» белорусский народ. Часть рекомендаций, причем весьма болезненных, уже выполнена. Один гибкий курс чего стоил народу и бизнесу, привыкшему все привязывать к валюте основного «спонсора» Фонда. Или увеличенный пенсионный возраст. Будет жаль, если все это окажется напрасным.
— А возможен сколько-нибудь устойчивый рост только за счет только мер монетарной политики? — интересуюсь у Марка Хортона.
— Сложно! Он должен быть поддержан правильной фискальной и бюджетной политикой, с разумными расходами и приемлемым бюджетным дефицитом. И, конечно, структурными реформами. Макроэкономическая стабилизация — очень важный шаг. Но только первый, дальше нужны следующие.
Годами власти ходят по кругу. Ругают «плохие» рекомендации. А потому что хороших — нет. То есть они были, но быстро обернулись еще большими дырами в резервах и бюджете и дорогостоящим балластом «модернизированной» промышленности.
Ольга Лойко, Tut.by