Чего больше заработала Беларусь от реэкспорта продуктов в РФ — прибыли или головной боли?
Пока на одном фронте между Россией и Беларусью разгораются нефтегазовые разборки, на другом — вовсю идет продовольственная война. Новость о том, что Россия подозревает Беларусь в масштабном реэкспорте сыроподобных продуктов из Украины, стала еще одной в череде многочисленных сообщений о недобросовестных союзниках из Беларуси.
Действительно ли Россия встала на защиту своего рынка от контрабанды или же это банальная месть за политическую «несговорчивость»? И смогла ли Беларусь «нажиться» на восточном соседе?
Экс-директор Института земледелия и селекции Михаил Кадыров также затруднился назвать цифры, которые наша страна зарабатывает на реэкспорте санкционных товаров.
— Эти цифры, конечно, известны Министерству экономики. Но в открытом доступе их вряд ли найдешь, — отмечает эксперт в комментарии «Завтра твоей страны». — Сколько закуплено в Польше мяса, вы найдете, но вот сколько этого мяса переработано в колбасу и продано в Россию – сказать сложно. И вообще невозможно найти, сколько этого мяса напрямую с добавкой цены перепродано в Россию. Или взять те же яблоки. Есть фермеры в Брестской области, Гродненской области, которые увеличили продажу яблок в десятки раз, при этом не на гектар не увеличив свои небольшие садики. Ясно, как это делается. И, конечно, переклеивать этикетки — это нарушение.
Между тем эксперт считает, что развязывая продовольственные войны, Россия печется в первую очередь не о своем рынке, а о том, как надавить на союзника.
— Если несколько лет назад в России были проблемы с дефицитом продовольствия и сырья, то за последние 2-3 года они сделали серьезный шаг вперед, — отмечает Михаил Кадыров. — Россияне практически покрывают свою потребность в курином мясе, яйце, на 90% — в свинине — это такие виды, где быстро наращивается производство. Говядину и молоко они покрывают пока процентов на 75-80, Но они не стоят на месте.
Беларусь должна понимать, что наше продовольствие для России – не такая уж и незаменимая статья.
— Россиянам есть откуда завезти это продовольствие, даже несмотря на санкции. То же мясо можно купить в Аргентине. Не стоит думать, что без нас они с голоду помрут, — отмечает эксперт. — Наша продукция в их продовольственном балансе уже не является такой незаменимой статьей, как было раньше. Она сегодня составляет там лишь несколько процентов.
Эксперт также напоминает, что практически всегда экспорт продовольствия в Россию был для Беларуси убыточным.
— Раньше это компенсировалось поставками из России дешевых энергоресурсов. За счет их перепродажи мы спокойно перекрывали эти убытки. Власть это понимала и шла на убыточный экспорт. Однако сейчас ситуация с ценами на энергоресурсы меняется, и скоро можем перейти на мировые цены. А убыточный экспорт продовольствия совсем не уменьшается.