До 20 октября Минск ожидает возобновления поставок нефти в полном объеме, а до 25 октября белорусские власти обязаны погасить "газовый долг". В Кремле говорят, что Минск обязался погасить газовый долг до 20 октября, и ни слова - о снижении цены на газ.
Объявлено об окончании нефтегазовой войны. Правда, оптимизм льется из уст Александра Лукашенко и его подчиненных, а вот кремлевские комментаторы ведут себя более сдержанно.
"Я вчера познакомился с докладом Правительства по нефтегазовым вопросам с Российской Федерацией. Я так понимаю, что очередные баталии закончены и нам удалось выйти на подписание соответствующего документа. Проблемные вопросы, по крайней мере на вчерашний день, были согласованы и сняты", - подчеркнул Лукашенко, принимая с докладом вице-премьера Владимира Семашко.
Белорусский руководитель заговорил о необходимости предотвратить повторение подобных конфликтов в будущем. И сообщил, чего он добивается от России.
"Мы ничего лишнего не требуем от Российской Федерации. Мы требуем, чтобы наши субъекты хозяйствования и наши люди были в равных условиях в союзе Беларуси и России согласно букве и духу договора о союзном строительстве. Вот единственное, чего мы требуем, - заявил Лукашенко. - Это будет главным вопросом в дальнейших моих переговорах с президентом Путиным. Я не буду затрагивать никаких бухгалтерских расчетов. Главным будет это".
"Нам надо с Россией договориться о равных условиях. Где-то мы по каким-то вопросам должны подвинуться и подвинемся (интерес у России к Беларуси огромный), где-то они. Но если мы видим свою перспективу в едином целом, нам на это надо идти и на этом надо настаивать", - подчеркнул Александр Лукашенко.
О чем договорились?
Россия восстановит прежние объемы поставок нефти белорусской стороне, а Беларусь отменит решение о повышении тарифов на транзит нефти.
"Мы отрегулировали все текущие моменты. Вы знаете, что в третьем квартале заблокирована половина поставки нефти в Беларусь. Мы должны были получить 6 млн т, а сейчас реально получаем только 3 млн т. Сейчас все это восстанавливается. До 20 октября должна восстановиться поставка нефти в полном объеме под полную загрузку наших НПЗ", - цитирует вице-премьера БЕЛТА.
"Мы тоже сделали компромиссные шаги. Недавно были несколько повышены тарифы на транзит нефти. Мы это возвращаем назад. То есть останутся те тарифы, которые действовали по состоянию на 1 октября", - сообщил Владимир Семашко.
Одновременно Беларусь обязалась до 25 октября оплатить "газовый долг", хотя Семашко не называет его долгом, а "компромиссом с российской стороной". Чиновник не назвал и сумму долга, который РФ оценивает в 300 млн долларов.
"Мы должны эти деньги назад вернуть. Но взамен мы получили одномоментное существенное снижение цены газа уже в этом году и другую поддержку со стороны России. И далее (мы наметили и протоколом) обозначили траекторию снижения цены в последующие годы", - сказал вице-премьер.
Владимир Семашко уточнил, что формально снижение цены на газ произойдет с 1 июля 2016 года.
Минск исполнит газовый контракт. А про снижение цены – ни слова
Заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович и премьер Дмитрий Медведев дезавуировали заявления белорусской стороны. Во-первых, Беларусь должна выплатить более 300 млн долларов до 20 октября, а не до 25-го.
"Текущие платежи, которые предусмотрены контрактом, будут производиться в полном объеме еще раньше, уже фактически на этой неделе, то есть не будет возникать новых задолженностей", - цитирует Дворковича РИА Новости.
"Иными словами, наши партнеры вернутся к исполнению контракта. Надлежащим образом будут выплачивать ту цену, которая предусмотрена в контракте на основании существующей формулы", - уточнил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
А где же, собственно говоря, скидки на газ?..
Так за что воевали?
Экономист Лев Марголин советует не спешить с окончательными выводами: в ближайший день-два ситуация должна проясниться.
- Очень часто наши товарищи выдают желаемое за действительное.
Было очевидно, что компромисс придется искать. Даже судя по заявлениям Семашко, за первое полугодие газовый долг придется заплатить, и заплатить по полной стоимости.
Если действительно существует договоренность о снижении цены на газ, остается открытым только один вопрос: компенсирует ли продекларированное снижение цены потери за недопоставку нефти? Я не уверен, что за два с половиной месяца можно компенсировать потери от недополученной нефти в третьем и четвертом квартале.
Дождемся конкретных цифр и посчитаем: за что воевали, стоила ли овчинка выделки и кто оказался победителем.
- Семашко говорит о существенных скидках на газ, Медведев категорически отрицает такую возможность. "Моя твоя не понимает"?
- Ни тот, ни другой не принимают окончательные решения.
Возможно, существуют обещания на более высоком уровне. Хотя мы уже привыкли, что белорусские чиновники могут соврать и даже не поморщиться. Мне кажется, нет смысла делать прогнозы – в ближайшие дни ситуация прояснится.
Тем более, никто не отрицает, что первый шаг должна сделать Беларусь и рассчитаться хотя бы за долг, накопившийся до 1 июля.
К слову, дата 1 июля 2016 года может и не иметь отношения к снижению цен на газ. Просто неплатежи достигли довольно большой суммы, и РФ поставила предварительное условие: рассчитайтесь с долгами за первое полугодие, а дальше будем разговаривать. Стороны могли по-своему истолковать договоренность "дальше будем разговаривать".
Фото: president.gov.by