Иван Лагутин, начальник Управления корпоративных продаж МТБанка, полагает, что оживлять реальный сектор с помощью «дешевых денег» опасно:
- Сейчас много разговоров ведется о том, будет ли дальше снижаться ставка рефинансирования и как это повлияет на величину коммерческих ставок.
Однако стоит сказать, что ставка рефинансирования – это, скорее, некий макроэкономический индикатор. С ее помощью Нацбанк декларирует общие намерения относительно того, как, по его мнению, должен развиваться финансовый сектор в среднесрочной перспективе. Напрямую на стоимость финансирования ставка не влияет. Это подтверждается тем, что у банков практически нет собственных коммерческих кредитов, жестко привязанных к ставке рефинансирования. Все кредиты, которые привязаны к ней в той или иной степени являются социальными или «программными». Размер коммерческих ставок зависит больше от стоимости ресурсов на межбанковском рынке.
С начала года коммерческие ставки по кредитам существенно упали – по нашим оценкам в 1,5-2 раза. В белорусских рублях сейчас ставки находятся в диапазоне 21-24%, в валюте – 11-14%. Конечно, эти показатели – «средняя температура по больнице». Так в нашем банке, например, можно получить финансирование в белорусских рублях под 13,5% – для стартапов, а в валюте – под 9,9% – в виде прямого кредита для новых клиентов или под 7,7% – в виде торгового финансирования.
Причем подавляющую массу спроса формирует кредитование в валюте (около 70%). Это говорит о том, что в стране сейчас достаточно умеренные девальвационные ожидания – агенты не «убегают» в рубли, боясь резкого скачка курса, а пытаются получить выгоду от разницы в размерах процентных ставок. Это говорит об определенной степени доверия бизнеса к проводимой финансовой политике.
До конца года мы не ожидаем серьезного снижения коммерческих ставок и ставки рефинансирования
Сейчас, на мой взгляд, нащупана та грань, когда удается держать приемлемые ставки, контролировать инфляцию и поддерживать обменный курс.
Как только мы резко опустим ставки и захотим оживить реальный сектор с помощью «дешевых денег», то рискуем получить очередной шок на финансовом рынке. Поэтому сейчас Нацбанк снижает ставку плавно и смотрит за реакцией экономики. Для Нацбанка очень важно вернуть доверие экономических агентов и стать прогнозируемым. Что сейчас и происходит.