От кредита до кредита власти живут уже 6 лет.
За период с 2009 г. нарастили госдолг почти на $30 млрд. Почти по $3 тыс. на каждого жителя, включая грудных младенцев. И что, решили все проблемы страны?
Нарастили ВВП? Да нет, топчемся на месте. Как было в 2009 г. $49,2 млрд., так и в этом почти на ту же цифру выйдем. А на такую сумму инвестиций должны были бы, по среднемировым меркам, нарастить ВВП на $15 млрд. Не спекуляциями нефтью, а реальным производством. Могли бы решить и проблему дефицита валюты.
Что, провели модернизацию предприятий, повысили их конкурентоспособность? Да нет, конкурентоспособность падает, конкуренты и модернизируются быстрее, и с рынков нас выталкивают. Растет число убыточных предприятий, общая сумма убытков. Создали новые производства, освоили новые перспективные изделия для мировых рынков? Да нет, в экономически значимых объемах ничего нового не производим.
Резко подняли уровень жизни населения? Да нет, средний уровень жизни 2010 г. выглядит сегодня почти недостижимым. Да еще и продолжает снижаться.
Создали новые рабочие места, подняли производительность труда? Да нет, и здесь топчемся на месте. Еще и реальная угроза массовой безработицы нависла.
Сильно подняли уровень социальной сферы? Да нет, темпы ее развития с 2010 г. упали в разы, живем по инерции.
И куда же подевалась столь громадная, по белорусским меркам, сумма? Почти 60% нынешнего уровня ВВП. Значимого вывода капитала за рубеж в Беларуси не было (поскольку и капитала не было). Больших стихийных бедствий, наводнений и землетрясений не фиксировалось. Капитал хозяйствующих субъектов с учетом регулярно недозакладываемой амортизации все это время только уменьшался. Инвестиции в инфраструктуру и социальную сферу имели место, но на порядок меньше. Где деньги?
Проели. Поскольку и доходы работающих не выросли, и следов инвестиций ни в капитал реального сектора, государственного и частного, ни в социальную сферу, ни в инфраструктуру не просматривается, съел госаппарат и развитая у нас социальная сфера. Финансирование которых наш реальный сектор просто не тянет.
Реально получается, что внешние кредиты власть пустила на свое собственное комфортное содержание. Проявив при этом полную беспомощность в увеличении внутренних источников средств для такого финансирования.
Речь сегодня уже не идет о том, нужно или нет то или иное звено госаппарата. Речь о том, какой госаппарат, исходя из возможностей нашей экономики, мы можем себе позволить. И какие расходы в социальной сфере. Не те, которые хочется, а те, на которые зарабатываем. Сегодня стало окончательно ясно, что при нынешнем уровне производства (которое падает и будет падать), нынешнем уровне расходов на социальную сферу и расходов на содержание госаппарата сползание страны на уровень Гондураса или Буркина-Фасо неизбежно. Кредиты лишь помогают несколько замедлить это сползание. Вопросом национального выживания стала необходимость обеспечить экономический рост. И не на мифические 1-2% (которые чиновники приловчились рисовать), а на 7-10% в год.
А для этого нужны инвестиции, инвестиции и еще раз инвестиции. Не в жилье-дороги, а в реальный сектор, при гарантированном уровне их доходности. Как сказал г-н Габриэль, глава Социал-демократической партии Германии, «уровень инвестиций всегда является мерилом того, как твердо страна верит в свое будущее и как она готова решать проблемы». Поскольку средства на них всегда приходится отрывать от текущих потребностей и в общегосударственных расходах, и в социальной сфере. Это больно, но без этого будущее обеспечить невозможно.
К тому же инвестиции - не только деньги. Прежде всего, это - люди, способные определить, куда и как инвестировать (наше правительство - явно неспособно), это - инструменты для масштабных инвестиций, механизм организации поддержки и контроля при их реализации (чего тоже нет). И для обеспечения роста на 7-10% в год необходимы инвестиции не на $2-3 млрд., вокруг кредитов на которые бодается правительство, а на $10-15 млрд. в год. Суммы, которые доверять нынешнему правительству нет никакой возможности: без толку потратят если не на «ледовые дворцы», то на деревообработку или прочие «социально значимые» проекты. Или просто на украшательства.
Короче говоря, при нынешнем уровне производства бюджет нужно урезать, для начала на 20-25%. А поскольку расходы на здравоохранение и образование урезать явно не стоит (это расходы на восстановление человеческого капитала, сегодня, по сути, единственного нашего богатства), резать придется общегосударственные расходы. Это больно, это сокращение массы людей, для которых в ближайшие годы не будет равноценных рабочих мест. Но ведь и вариантов нет: эти сокращения все равно произойдут, постепенно и со временем, но неотвратимо.
Главный вопрос, который стоит перед страной, не в том, получим ли очередной кредит и на каких условиях. Главный вопрос: готова ли страна строить свое будущее или поплывет по течению в Гондурас. И кто будет строить? Кто организует эту очень непростую работу? Нынешняя власть к этому явно не способна.
Александр Обухович, «Белгазета»