В противном случае страну ждет экономическая катастрофа.
Профессор, старший научный сотрудник CASE Марек Домбровски, участник команды, которая четверть века назад реализовала «план Бальцеровича» в Польше, внимательно следит за белорусской ситуацией.
«С 1994 года я регулярно бываю в Беларуси», - сказал Домбровски в разговоре с корреспондентом thinktanks.by в кулуарах «Кастрычніцкага эканамічнага форуму».
Профессор не берется комментировать выступления чиновников Николая Снопкова и Кирилла Рудого, но говорит, что «лично для него, как и многих других, понятно, что делать с белорусской экономикой — надо довести до конца процесс рыночных реформ, который застрял в Беларуси много лет назад».
Марек Домбровски отметил, что Беларусь сейчас далеко не лидер в развитии экономики среди стран даже не Центральной и Восточной Европы, а по сравнению с бывшими советскими республиками.
«Если смотреть показатель структурных и институциональных реформ, рассчитываемый Европейским банком реконструкции и развития, то мы увидим тройку аутсайдеров: Туркменистан, Узбекистан и Беларусь. Другие показатели разнятся, но объединяет эти три страны то, что комплексные реформы у них буксуют», - заметил экономист.
По его мнению, радикальное изменение внешней экономической обстановки — падение цен на нефть, уменьшение ренты от торговли с Россией — тем более принуждает белорусские власти к реформам. «Мировая экономика замедлила рост и вряд ли начнет расти быстрее в ближайшие время. Так что в принципе ситуация не настолько благоприятная, как была, например, до кризиса 2008 года. Не скажу на 10 лет, но в ближайшие 2-4 года нам придется жить в этом замедлении мировой экономики», - сказал Марек Домбровски.
«Да, Россия и Украина стабилизировали падение ВВП, Украина даже показывает небольшой рост, но они точно не вернутся быстро к высоким темпам роста. Цены на нефть тоже, скорее всего, останутся в пределах нынешних, - считает Домбровски. - Демографическая обстановка в регионе при этом — отрицательная, количество трудоспособного населения сокращается. Чтобы преодолеть негатив этих факторов, следует повышать производительность экономики, привлекать больше зарубежных инвестиций, но это невозможно без комплексных и радикальных рыночных реформ».
Марек Домбровски перечисляет главные, на его взгляд, и первоочередные шаги на пути реформ:
«Приватизация предприятий; отмена множества регуляционных ограничений для всего частного бизнеса, от малого до крупного; отмена ограничений для иностранных инвесторов; реформа правоохранительной и судебной системы; реформа системы государственного управления; земельная реформа; банковская реформа. Но ничего нового я тут не предлагаю — об этом у вас говорится уже несколько лет подряд».
Марек Домбровски не согласен, что реформы в Беларуси могут стать «шоковой терапией», о которой столько говорилось во время реформ в Польше в конце 80-х годов прошлого века.
«Этот термин придумали противники трансформации в Польше для того, чтобы в карикатурном виде представить суть перемен, пугать ими людей. Я предпочитаю называть эту трансформацию комплексными и радикальными реформами, ответственность за проведение которых имело смелость взять на себя тогдашнее польское руководство. Они заплатили за это своей политической популярностью, но и получили планируемый результат», - подчеркнул Марек Домбровски.
Но, по его мнению, сегодняшняя ситуация в Беларуси принципиально иная, нежели ситуация в любой посткоммунистической стране четверть века назад.
«Тогда глубина макроэкономического и структурного кризиса была намного больше. Да, Беларусь не является лидером реформ, но все-таки за последние 25 лет какие-то рыночные изменения тут не могли не произойти, - сказал Домбровски. - Беларусь получает регулярный шок из-за кризисов, последний такой был в конце 2014-го — начале 2015 года. То есть вопрос стоит так: что сделать, чтобы избежать наступления очередного кризиса.
Тут выбор небольшой: или провести быстрые реформы сейчас, когда ситуация еще далека от совсем плохой, либо..