Вооружившись телефоном и данными Белстата, я решила позвонить своим знакомым преподавателям и учителям.
Я хотела поздравить их с выросшими зарплатами и слегка пожурить за постоянное недовольство материальным положением.
Когда читаешь отчеты Белстата о том, сколько получают в нашей стране врачи, учителя и преподаватели, возникает огромное желание порадоваться за наших бюджетников. Тут со всех сторон люди жалуются на мизерные заработки в 3 миллиона, а у нас преподаватель, оказывается, получает даже выше среднего по стране — целых 814,3 рубля. Но не спешите завидовать.
Для начала несколько цифр. Согласно официальной статистики, заработки в сфере образования в сентябре выросли. Так, учителя, согласно Белстату, получили накануне 614,7 рубля, а преподаватели — 814,3 рубля.
Это средние данные по стране. Причем больше всего, опять же по данным статистического агентства, у нас зарабатывают в Минске.
Будучи некогда студенткой педагогического вуза, я решила, что пришло время пообщаться со своими старыми друзьями, многие из которых работают сегодня в университетах и школах, и заодно поздравить их с выросшими зарплатами.
Звонок первый. Преподавательский
Начать я решила с самых обеспеченных. Светлана работает в одном из ведущих государственных университетов больше 10 лет. Она кандидат наук, доцент. Мой звонок застал ее врасплох.
— Сколько, говоришь, у меня зарплата? — удивилась моему вопросу подруга-преподаватель.
— Ну-у, точно не меньше 800 рублей, — растерялась я. — Ты же в Минске живешь, где больше всего получают. Плюс ученая степень...
— Вообще-то, выше 620 я никогда не получала, — огорошила Светлана. — И даже не знаю ни одного кандидата в нашем университете (да и в соседних тоже), который бы на ставку имел больше.
— Ну а муж твой? Он ведь профессор. У него тогда вообще должна быть зарплата за 10 миллионов, чтобы средняя выходила.
— У мужа зарплата на 150 рублей выше, чем моя. Я вообще не знаю, где такие цифры берут? У нас преподаватель без степени и вовсе 420 получает. Дальше считай среднюю сама...
Звонок второй. Учительский
Будучи в некотором замешательстве после услышанного, набрала другую знакомую. Наталья недавно устроилась учительницей в одну из столичных школ. До этого она работала в частной кампании, где получала около 500 долларов. Увы, финансовые сложности заставили фирму избавиться от «лишних» сотрудников. Наталья оказалась в их числе. Помыкавшись в поисках работы и не найдя ничего лучшего, женщина вынуждена была вспомнить о своей непосредственной специальности.
Памятуя мой первый звонок, я решила сразу про зарплаты не заикаться, ограничившись стандартным: «Как дела?».
— А как ты думаешь могут быть мои дела с зарплатой в 410 рублей? — прямо сходу выдала Наталья.
— Но у нас вот рассказывают, что средние зарплаты учителей по стране 614,7 рубля, — осторожно заметила я.
— Когда я устраивалась, мне обещали около 500. А тут узнала, что до меня девочка после колледжа работала за 270 рублей. Понятно, что никакие 500 мне платить никто не будет.
— Но если ее 270, твоя 410, то кто-то тогда должен получать 1100-1200 рублей. Средняя-то откуда? — не позволила я себе усомниться в официальных данных.
— Издеваешься? Это кто такие деньги в школе получает? Тут даже если на полторы ставки работать, классное руководство себе взять и прочие нагрузки — от силы 500-600 рублей получится, — заверила Наталья и предложила: — А ты нашей однокурснице Оле позвони, она в гимназии работает. Говорят, у них самые высокие зарплаты.
Звонок третий. Гимназийный
Искренне будучи уверенной, что Ольга как раз и усреднит данные своей высокой зарплатой, набираю еще одну бывшую однокурсницу. После стандартных фраз о делах и родных переходим к работе.
— Ну, с твоим-то стажем в 15 лет наверняка неплохо зарабатываешь? — пытаюсь вывести на нужный разговор.
— Если 470 рублей – это неплохо, то да, — смеется в ответ Ольга.
— Странно, а говорят у вас в гимназии одни из самых высоких зарплат..., — недоумеваю я.
— Так и есть. Мы тоже постоянно слышим о том, что средняя зарплата у нас высокая. Нам даже говорят, что есть такие учителя, которые по 600-700 рублей получают. Только это какие-то учителя-невидимки. Такие, о которых все слышали, но никто в глаза не видел.
***
Целый день я звонила своим бывшим однокурсникам, пытаясь найти хоть одного учителя или преподавателя, который хотя бы приблизился к данным Белстата. Но, увы, все мои знакомые плохо поддавались усреднению. И это люди, которые живут и работают в Минске – самом богатом регионе страны!
Хотя, справедливости ради замечу, что одну однокурсницу, чья зарплата перевалила даже за среднестатистическую по Беларуси, я все же нашла. Только вот оказалось, что работает она в органах МВД. Но это уже совсем другая история...
Вероника Белова, «Солидарность»