Снижение поставок российской нефти и в IV квартале может привести к тому, что Беларусь недосчитается валютной выручки.
Валютные реки обмельчали
Валютные поступления Беларуси в январе-сентябре составили 21,4 млрд долларов и снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14%, или на 3,5 млрд долларов. Сокращение валютных поступлений связано с падением цен на основную продукцию белорусского экспорта – продукты нефтепереработки и калийные удобрения.
«Нельзя исключать, что выручка продолжит падение»
Сложившуюся ситуацию «Беларускай праўдзе» прокомментировал старший аналитик Альпари Вадим Иосуб.
- Сокращение валютных поступлений связано с падением цен на основную нашу продукцию – продукты нефтепереработки и калийные удобрения по сравнению с прошлым годом.
- Насколько вообще сумма – 3,5 миллиарда долларов – ощутима для белорусского бюджета? Ведь официальный Минск просит кредит в три миллиарда долларов у МВФ…
- Просит деньги власть, а теряет – не только власть. Потери в первую очередь несут «Беларуськалий» и белорусские нефтеперерабатывающие заводы; если «Беларуськалий» – казенное, практически государственное предприятие, то нефтеперерабатывающие заводы являются акционерными обществами. Поэтому нельзя сказать, что все потери от снижения экспорта нефтепродуктов – потери государства, потери бюджета. Бюджет теряет в данном случае на налогах, а это гораздо меньшие суммы.
- Падение экспорта товаров и услуг, и, следовательно, валютной выручки, происходит уже четвертый год подряд. Так может, власти неправильно расставляют акценты в своей политике?
- Расставлять акценты, чтобы максимизировать валютную выручку вообще и экспортную – в частности – это задача не правительства. Не знаю примеров, когда правительство справлялось бы с этой задачей эффективно. Проблема даже не в том, что правительство неправильно расставляет акценты, а в том, что до сих правительство берет на себя смелость их расставлять – с этим должен справляться рынок и частный собственник, это априори эффективнее действий правительственных чиновников.
- При нынешней конъюнктуре следует ожидать дальнейшего падения валютной выручки?
- На самом деле, цены на нефть и нефтепродукты прошли свое дно, во всяком случае до конца нынешнего года; в следующем году цены, по крайней мере, будут выше, чем в первом квартале 2016 года. С учетом низкой базы по нефтепродуктам в следующем году выручка будет расти, по калийным удобрениям – как минимум стагнировать. Нельзя исключить, что выручка продолжит падать, хотя и не такими темпами. Наиболее вероятна стагнация, возможны изменения в пределах нуля.
- А как сказывается на валютных поступлениях нерешенность нефтяной проблемы с Россией?
- Начиная с третьего квартала 2016 года, этот фактор также является существенным. Но практика предыдущих лет – а мы переживаем не первую и не последнюю нефтегазовую войну – дает надежду, что как минимум до конца года стороны урегулируют проблему. Хотя снижение поставок нефти и в 4 квартале с высокой долей вероятности может привести к тому, что мы недосчитаемся валютной выручки.