Новый поверенный в делах США Роберт Райли приехал в страну в конце августа.
В интервью tut.by дипломат рассказал, как он лично наблюдал за белорусскими «выборами» в «парламент», что ждет отношения Минска и Вашингтона, когда в Беларусь может вернуться посол США и чем наша страна похожа на Мичиган, малую родину Райли.
Не нужно долго гадать, чем в эти дни заняты умы многих американцев, да и не только их. Начинаем наш разговор с вопроса о неожиданной победе Дональда Трампа на выборах. Роберт Райли подчеркнуто спокойно говорит, что мы имеем дело с еще одним примером «работающей демократии в США».
— Эта кампания стала более бурной и шумной, чем прошлые выборы. Но не в первый раз результат выборов удивляет многих людей, и это часть демократического процесса. Демократии не бывает, когда нет вероятности, что результат станет сюрпризом.
Отмечаем, что у многих в нашем регионе, да и в мире, вызывает вопросы ситуация, когда кандидат (в этот раз — Хилари Клинтон) получает больше голосов избирателей, чем оппонент, но проигрывает выборы из-за меньшего числа голосов выборщиков. Задумываются ли в США об уходе от такой избирательной системы, или это идея совсем маргинальна?
— Нет, я бы не сказал, что это маргинальная идея. Ее давно публично обсуждают. Это уже пятый раз в истории, когда человек, набравший меньше голосов, становится президентом. Когда задумывали сегодняшнюю систему больше двух веков назад, это была совсем молодая страна. И у такого выбора были свои причины.
Уход от сегодняшней модели, добавляет дипломат, потребует серьезно править конституцию. А она умышленно написана так, чтобы ее было сложно изменить.
— Я не говорю, что этого никогда не случится, дебаты идут. Но для изменений потребуется очень много времени и усилий.
Как дипломат наблюдал за «выборами» в Беларуси
Роберт Райли был наблюдателем на «выборах» в белорусский «парламент» два месяца тому назад. Он посетил три участка в Минске, на одном — наблюдал непосредственно за подсчетом голосов.
— Самая важная часть — подсчет голосов. Председатель комиссии был достаточно открыт. Он объяснял процедуру мне и другим наблюдателям. Мы могли видеть бюллетени, когда их раскладывали по стопкам для подсчета. Перед началом подсчета я спросил можно ли подойти, и нас подвели ближе к столу. Я оценил это.
С другой стороны, отмечает собеседник, члены комиссий считают голоса из своей стопки молча и просто передают записи председателю.
— Я громко спросил, можно ли вслух объявлять результаты по каждому бюллетеню. Председатель сказал, что, к сожалению, это невозможно, потому что не предусмотрено правилами. В итоге подсчет получился непрозрачным, мы не могли проверить итоговые цифры.
От других дипломатов Райли слышал и иные впечатления: их не пускали ближе к столу и умышленно закрывали обзор.
— Ясно, какая у нас позиция по прошедшим «выборам» — были улучшения, но проблемы остаются. И мы призываем правительство решить их как можно быстрее, не дожидаясь следующих «выборов».
Когда американскую визу будут давать в Минске
В 2008 году отношения между Беларусью и США достигли дна, когда Минск, в ответ на введение санкций против Белнефтехима, потребовал, чтобы все американские дипломаты, кроме пяти человек, покинули страну. До такого же размера урезали белорусское посольство в Вашингтоне. Лишь в последние годы штаты посольств начали расти.
Недавно в Беларусь прибыл седьмой американский дипломат, который отвечает за торговлю и экономику. Всего сейчас есть согласие Минска на девятерых дипломатов США в посольстве.
Весной Райли надеется на приезд восьмого дипломата, ответственного за хозяйственные и административные вопросы функционирования посольства. Когда может приехать девятый, пока неясно.
Поверенный надеется, что штаты посольств со временем станут полноценными, включая возвращение послов. Вместе с тем, Райли сдержанно реагирует на слова Лукашенко двухмесячной давности о том, что Минск и Вашингтон «договорились решить проблему отсутствия послов» после выборов в США.
— Я не могу комментировать заявление Лукашенко…
— Но можете ли вы подтвердить или опровергнуть наличие самой договоренности?
— Я могу сказать, что мы давно это обсуждаем с Беларусью. Не только возврат послов, но и полную нормализацию отношений. Приезд посла будет логичным завершением этого процесса. У меня больше нет информации по тому, когда это может произойти. Это пошаговый процесс и он может быть долгим. Мы продолжим работать над этим с белорусской стороной.
Нет пока и ясности в вопросе, когда посольство сможет выдавать больше виз. Сейчас большинству из обращающихся за туристической визой США нужно ехать в одну из соседних столиц.
— По понятным причинам, нас часто об этом спрашивают. Визовый вопрос — это часть общей картины потепления отношений, но он также связан с чисто техническими вопросами печати виз и принятия оплаты за них. Мы работаем над этим, но у меня нет новостей о том, когда ситуация улучшится.
Работа в Беларуси — профессиональный вызов
Наш собеседник раньше не работал в Восточной Европе, до назначения в Минск он был замглавы миссии США в Венгрии. И это ближайшая страна к Беларуси, в которой работал Райли. Журналисты спросили, с какими стереотипами о белорусах и Беларуси он встречался до приезда.
— Еще в университете я изучал международные отношения и фокусировался на СССР и Восточной Европе. У американцев, как и у других, есть стереотипы о разных регионах. Один из них об этой части света — что здесь живут холодные, суровые и недружелюбные люди. Но за два месяца жизни здесь у нас сложилось совершенно другое представление! Как в Минске, так и в других местах мы видели очень теплых и дружелюбных людей, которые всегда готовы помочь. Когда не знаю, что выбрать в магазине, или нужны пояснения в музее — вокруг сразу появляются люди, чтобы подсказать.
Роберт Райли приехал в Минск с женой и двумя сыновьями. Им 10 и 12 лет, они учатся в международной школе.
— Для них это первая поездка в этот регион и пока они здорово проводят время. В школе они общаются с детьми со всего мира. Когда они не в школе, они, как и все дети сегодня, играют в видеоигры, бегают на улице, встречаются со сверстниками. Мы живем в очень красивой части города возле Национальной библиотеки. Часто мы вместе выгуливаем собаку или катаемся на велосипедах. Стараемся почаще вывозить их — мы ездили в детский парк, катались на катамаранах, просто прогуливаемся по городу.
Сам дипломат еще не объездил всю страну, но успел побывать в местах, куда, по его словам, ездят все — в Мирском и Несвижском замках.
— Беларусь мне очень напоминает мой родной Мичиган, где я вырос. Те же березы и сосны, те же озера, тот же ландшафт. Если бы белорус проехался по Мичигану, он бы даже не почувствовал себя за границей.
Напоследок спрашиваем, сам ли Роберт Райли выбрал Беларусь как место работы или это была разнарядка.
— В нашей системе никого не принуждают куда-то ехать. Я подавался конкретно на эту должность в эту страну. Как дипломат и человек, который хочет делать свою работу наилучшим образом для своей родины, я считаю, что это сегодня особенно важный регион и Беларусь сама по себе — важная страна. Вокруг вас много чего происходит. Для дипломата это всегда интересно и это вызов. А я люблю вызовы. Ну и, разумеется, я подбирал такое место, где семье было бы интересно и комфортно жить. Не было бы в Беларуси всего из перечисленного, я бы не подавал на эту должность.