Почему сельхозпредприятия становятся банкротами?
На прошлой неделе совмин утвердил перечень сельхозорганизаций, подлежащих досудебному оздоровлению, и список тех, кого придется банкротить. В списках - более 400 субъектов хозяйствования. Досудебному оздоровлению подлежат 323 сельхозорганизации, в отношении 102-х предприятий нужно проводить процедуру банкротства, пишет belgazeta.by.
Появление таких списков было предусмотрено указом Лукашенко N253 от 4 июля. Шансы попасть в категорию тех, кто пойдет на досудебное оздоровление, были у хозяйств, которые до 1 сентября представили бизнес-план, «содержащий меры по досудебному оздоровлению».
Надо сказать, дела в сельском хозяйстве странывообще не блещут оптимизмом. По данным Нацстата за январь-август, 348 предприятий были убыточными, что составляет 24,4% от их общего числа. Сумма чистого убытка составила BYN175,5 млн., увеличившись на 30,5% к аналогичному периоду прошлого года.
При этом даже многие прибыльные предприятия работали на грани эффективности: за январь-август 60% рентабельных сельхозпредприятий работало с рентабельностью от 0% до 5%. Всего 2% могут похвастаться рентабельностью выше 20%.
Эксперт по сельскому хозяйству Константин Скуратович считает, что для достижения реальных успехов в сельском хозяйстве отрасль нужно вывести из системы госконтроля. То есть освободить от плановых заданий, показателей, дотаций и перестать регулировать закупочные и розничные цены на сельхозпродукцию. «Как это делается в Литве, Латвии, Польше. Во всех странах, которые провели реформы, предприятия всех форм хозяйствования действуют в равных условиях, конкурируют между собой», - считает эксперт.