Отмена санкций невозможно без существенных шагов России хотя бы в направлении выполнения Минских соглашений.
Как в американской, так и в российской прессе постоянно вижу утверждения, что санкции мало на что влияют, и уровень торговли между странами на таком низком уровне, что существенно повлиять на что-то санкции не в состоянии. Объем торговли между США и Россией в цифрах, конечно вряд ли кого может впечатлить – за 9 месяцев 2016 г.— экспорт 4.3 миллиарда, импорт 10.4, Максимум экспорта был в 2011 г. – 11 миллиардов, при импорте 27 миллиардов долларов, с тенденцией к снижению.
Но если посмотреть на структуру экспорта из США в Россию, то видно, что значительная часть — это энергетическое и нефте-газовое оборудование и технологии, то есть как раз то, что жизненно важно для российской экономики. Не секрет, что китайские производители аналогичного оборудования пока все еще не дотягивают по качеству и надежности, а надежность для экстремальных условий Российского севера и Сибири может иметь немаловажное значение.
Зависит ли Америка от Российского экспорта? Нет не зависит. Россия поставляет металлы – например алюминий, который в переизбытке на рынке, титан для строительства самолетов, удобрения – но все это не является уникальными продуктами и легко может быть замещено. Россия даже не входит в число 15 крупнейших торговых партнеров США.
С приходом в Белый дом новой администрации опять встает вопрос отмены санкций и начинать отношения с «чистого листа» — отмена санкций была бы очень желанной для России. Посмотрим, что же этому мешает.
В последние годы после присоединения Россией Крыма и необъявленной войны на востоке Украины санкции являются центральным элементом Американо-Российских отношений. Санкции имели место и ранее-вспомним закон Магницкого или замораживание администрацией Буша 123 договоров из-за Росийско-Грузинской войны 2008 г. Несомненно санкции имели и имеют результат, но и Россия научилась где-то обходить, а где-то снижать к минимуму эффект санкций.
С одной стороны, Россия не показывает никакого желания пересматривать ситуацию по Крыму и выполнять Минские соглашения, ОБСЕ почти ежедневно фиксирует нарушения. И с этой позиции не видно, чтобы санкции как-то на эту ситуацию влияли.
Опасения западных держав, что кризис выйдет из под контроля и перерастет в полномасштабную войну снизились, хотя и статус кво остается неприемлемым. Тем не менее, Америка считает, что санкции заставили Кремль серьезно переосмыслить риски по таким идеям, как захват порта Мариуполь или создание наземного коридора в Крым.
Серьезным давлением на Российскую экономику явилось падение цен на нефть, это вызвало рецессию в 2015, замедление экономического роста. МВФ прогнозирует рост лишь около 1% в 2017 году, да и то при положительном росте цен на нефть, что весьма маловероятно.
Замораживание ситуации в нынешнем виде приведет к длительной стагнации Российской экономики без шансов на повышение уровня жизни населения.
Конечно не санкции явились основной причиной рецессии, но они осложнили возможности России бороться с рецессией по следующим причинам:
— снизили привлекательность России для инвестиций, особенно для нефте-газовых компаний
— серьезно ограничили доступ к западным и американским кредитам – китайские банки также не рискуют кредитовать Россию, так как сами легко могут попасть под санкции, и это совсем не тот масштаб, чтобы из-за него портить отношения с основным партнером Китая – Соединенными Штатами Америки.
Встает вопрос –возможна ли отмена санкций при сохранении ситуации по Крыму и Восточно –Украинским областям в нынешнем виде? Может ли новый президент Америки Дональд Трамп закрыть глаза и попытаться отменить санкции? Заинтересованы ли республиканский сенат и конгресс в очередной «перезагрузке» отношений? Судя по тому, что мы слышим – пока что нет, хотя мнение господина Трампа имеет значение и несомненно будет услышано.
Пока этот вопрос без ответа, но на мой взгляд, без существенных шагов России хотя бы в направлении выполнения Минских соглашений это невозможно.
Способен ли Кремль показать наличие доброй воли в решении Российско-Украинского конфликта и постараться вернуться в цивилизованный мир равноправным партнером, или прозябание и вялотекущий кризис, снижение уровня жизни населения на фоне бурно развивающейся научно-технической революции Запада и США предпочтительнее?
Михаил Бобрышев, «Эхо Москвы»