Газета «Родныя вытокі», орган Докшицкого райисполкома, сообщила об открытии историко-культурного музея в деревне Ситцы, при библиотеке.
Ввиду количества экспонатов — их 392 — новый объект вряд ли заслуживает того, чтобы называться музеем. Так себе, исторический или этнографический уголок.
Газета перечисляет экспонаты: старинные часы, посуда, документы на польском языке, фотографии. И — цитирую дословно — «ржавые монеты аж 1749 года выпуска».
1749 года! Любой любитель археологии, который умеет держать в руках металлоискатель, имеет в своей коллекции монеты, гораздо постарше, те же «баратинки», которых в 1660-е годы было отчеканено несколько миллионов штук. На фотографиях, которые газета «Родныя вытокі» опубликовала на сайте, видны десятка два монет, царская десятирублевка и советские деньги. Еще глиняный кувшин да старые ложки с вилками в витрине. Это все, что смогли собрать?
Самое скандальное в истории — не содержание экспозиции. Пусть при сельских библиотеках, клубах и школах создаются такие уголки! Чтобы правнуки могли увидеть вещи прадедов. Если бы деревенский библиотекарь сам, по своей инициативе, организовал такой уголок, его следовало бы похвалить и пожелать новых интересных находок.
Скандально то, что этот музейчик — главный результат проекта на сумму (!) 18 тыс. долларов. Столько денег из фондов ЕС/ПРООН выделено Докшицкому району на инициативу под названием «Возрождение усадебно-парковых сооружений» в рамках проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь». А вышел, как писал классик, пшик!
Непосредственно на комплекс Ситцевской усадьбы, принадлежавшей Бжостовским и Домейко, — въездной брамы XVIII века в стиле виленского барокко, дворцовых подвалов, старинной ограды — не пошло ни цента. Деньги, пишет газета, освоили на создание музейной экспозиции, асфальтирование автомобильной стоянки и дорожек, строительство сцены в парке, приобретение звукоусиливающей и световой аппаратуры.
18 тысяч долларов! С ума сойти! Если бы мне кто-нибудь дал 18 тысяч долларов!.. Мы с коллегами наскребаем по 50 долларов, по 50 евро, чтобы выкупать на аукционах старинные фотографии Глубокого. Часто я за свои деньги покупаю в Польше книги, научные работы, старые журналы, имеющие отношение к истории нашего региона. Так, уникальную книгу профессора Marian Morelowski «Pałac Piłsudskich w Mosarzu»(Краков, 1927 год) я приобрел за 10 долларов — отсканировал, выложил в интернет. Только что нашли в Германии старую фотографию Глубокого, стоит 15 евро. Приобретаем.
Коллекционер в Соединенных Штатах продает пять фотоснимков, сделанных в Докшицах в 1942 году. Они стоят все вместе 100 долларов. У меня нет этих 100 долларов на то, чтобы приобрести снимки. Теоретически, можно объявить сбор средств — но тогда возникнет вопрос с местом хранения снимков. Нельзя собирать деньги на то, чтобы купить фотоснимки и положить у себя дома. А музея в Докшицах нет.
Летом я приобрел на польском аукционе напечатанный в начале ХХ века сборник повестей Игнатия Ходько «Obrazy Litewskie». Ходько был родом из Кривичей, а действие в его произведениях происходит в Будславе, Костеневичах, Борунах, Жодишках, Глубоком, Ушачах. Заплатил 60 долларов. Дорого? Да. Но может случиться, что когда деньги будут, книжки такой в продаже уже не найдешь.
Какую экспозицию, с уникальными, историческими экспонатами можно было бы создать за 18 тыс. долларов! А открыли музейчик с собранными по деревням 392 предметами.
Кто-то, возможно, спросит меня, почему я не принял участия в создании этой экспозиции. Отвечаю. Когда узнал, что в Ситцах собираются создавать музей, стал размышлять: стоит ли мне влезать в это дело или не стоит?
И пришел к выводу, что не стоит.
Ведь музей — это не склад, это экспозиция, которая должна раскрывать посетителю историю данной местности. Этой задаче должна быть подчинена экспозиция — и музейные экспонаты, и аннотации к ним, и стенды с текстом, репродукции старых карт, гравюр, фотографий. Музей находится на территории старинной, исторической усадьбы — можно было сделать макет-реконструкцию. Можно было заказать художникам картины о том, какой была жизнь в Ситцевской усадьбе, например, в XVIII или XIX веках…
Но в Ситцах нет специалиста, способного сделать такую экспозицию. Если бы мою помощь приняли, мне пришлось бы самому все это собирать, планировать, делать. Но я — в силу болезни — день пробыв на ногах, три дня потом отлеживаюсь в постели. Физически я не смог бы подготовить экспозицию.
Но получил же Докшицкий райисполком на создание музея 18 тыс. долларов! А в соседних районах есть опытные краеведы, которые умеют работать с историей, создавали и школьные, и частные музеи. Я убежден, что за тысячу или две тысячи долларов нашелся бы желающий, способный создать хорошую экспозицию.
Я мог бы посоветовать, к кому обратиться. К Григорию Шарипкину в Залесье, или к Витольду Ермолёнку в Миорах, или к Францу Хомичу в Дуниловичах, или… Разумных людей немало в Беларуси… Да у меня никто не спрашивал!… Создавали музей и не обратились к самому знающему в районе краеведу, который двенадцать год собирает материалы по истории этого района! Не это ли красноречивее всего говорит о том, как именно его создавали.
А теперь в том музейчике показывать нечего! 18 тыс. долларов освоили, а результата — нет! Я не поведу туристов, которые регулярно приезжают из Минска в Ситцы целыми автобусами, в этот музей. Потому что за него стыдно, потому что там нечего смотреть. Докшицкие работники культуры сумели потратить 18 тыс. долларов и при этом не сделать Ситцы привлекательнее для туристов ни на йоту.
Кастусь Шиталь, westki.info