Лукашенко гарантировал поддержку работе Внешэкономбанка в Беларуси, но напомнил о судьбе бывшего руководителя "Уралкалия" Владислава Баумгартнера.
8 декабря Лукашенко встретился с председателем российской государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" Сергеем Горьковым.
"Публично хочу сказать, что вы всегда будете иметь и от меня, и от правительства, Национального банка прежде всего, поддержку. Но если вы будете относиться к нам и нашим предприятиям, физическим, юридическим лицам, как в России. Для вас Беларусь должна быть как Россия", - заявил Лукашенко.
"Вы можете быть спокойны и уверены в безопасности своего предприятия на территории Беларуси, какие бы ни были у нас отношения с Россией (не дай бог, конечно)", - добавил белорусский руководитель.
Лукашенко заявил, что договоренности прежде всего:
"Самое главное, чтобы здесь был порядок, чтобы выполнялись договоренности. Чтобы в основе отношений были порядочные и обязательные соглашения. Это я вам могу гарантировать".
Но белорусский руководитель невзначай напомнил о судьбе бывшего руководителя "Уралкалия" Владислава Баумгертнера:
"Согласитесь, как бы мы ни были с Россией дружны, это другое государство. И очень часто крупные российские фирмы у нас работали, и они всегда были защищены даже от того, что у них происходило на родине. Те, кто меня когда-то не послушался (у меня три такие фирмы навскидку - "Уралкалий" и другие), развалились, там сегодня другие люди. Тот, кто послушал, мы их защищали, поддерживали. И наклонить нас в этом плане не сможет никто: ни российское руководство, ни американское. Договоренности - это железно. Они должны выполняться", - резюмировал белорусский руководитель.
"У нас уже фактически девять лет сотрудничества. Больше миллиарда долларов общих инвестиций. Есть крупные проекты, как атомная станция, - сказал председатель Внешэкономбанка. - У нас есть интересные предложения по увеличению совместного экспорта Беларуси и России. Мы договорились с правительством подписать об этом соглашение. Есть много возможностей для увеличения сотрудничества".
Лукашенко ждет помощи от Внешэкономбанка?
Из сообщения президентской пресс-службы совершенно непонятно, о чем шла речь на встрече Лукашенко с главой Внешэкономбанка: обменяться традиционными штампами можно было и по телефону. Последние месяцы белорусский руководитель объездил полмира в поисках денег, однако ощутимой помощи, насколько известно, так и не получил. Логично предположить, что на встрече могла идти речь об оказании финансовой помощи официальному Минску, о возможности кредитования конкретных проектов.
Бывший глава Нацбанка Беларуси Станислав Богданкевич в комментарии БДГ отметил, что Внешэкономбанк сам испытывает проблемы с ликвидностью, а потому ждать от него финансовой помощи не стоит:
- Белвнешэкономбанк является дочерним предприятием Внешэкономбанка, и даже его контрольный пакет находится у России. Прежде Россия предоставляла неплохие ресурсы Белвнешэкономбанку, который мог кредитовать белорусскую экономику.
Если Лукашенко просил дополнительные ресурсы у Внешэкономбанка, то сам банк испытывает определенные трудности с ликвидностью. Сейчас у Внешэкономбанка нет возможностей оказывать серьезную поддержку за пределами России.
Даст ли Внешэкономбанк дополнительные ресурсы Беларуси? Возможно, под конкретные проекты и дадут.
БелВЭБ в свое время возглавлял Каллаур, нынешний председатель Нацбанка, сейчас возглавляет Лузгин, бывший зампред Нацбанка. Связи Беларуси с Россией через Внешэкономбанк достаточно прочные, даже личностные.
- "У нас есть интересные предложения по увеличению совместного экспорта Беларуси и России. Мы договорились с правительством подписать об этом соглашение", - сказал глава Внешэкономбанка. О чем идет речь?
- Любые экспортные операции кредитуются, в том числе Внешэкономбанком. Мы поставляем трактора, грузовые автомобили – все что угодно можно кредитовать. А Внешэкономбанк и занимается кредитованием экспортно-импортных операций.
- Лукашенко дает гарантии Внешэконобанку безопасной работы в Беларуси, и тут же ненавязчиво напоминает о судьбе бывшего главы "Уралкалия". К чему бы это?
- В Беларуси не рыночная экономика, а закон – не главное. Главное – близость к власти, к президенту: он может и поддержать, и угробить. Только верховенство права гарантирует приток инвестиций, развитие торговли. А когда все зависит от одного человека, от чиновника, тогда экономические отношения серьезно сдерживаются.