Сертификация бытовой техники будет иметь ряд негативных последствий.
Это также приведет к ущемлению интересов конечных потребителей. Такое мнение БелаПАН высказали руководители белорусских бизнес-ассоциаций, комментируя недавнее решение правительства об обязательной сертификации к 1 февраля 2017 года практически всей бытовой техники, поступающей в Беларусь.
Принятое решение Госстандарт объясняет тем, что введение обязательной сертификации бытовой техники по требованиям энергоэффективности «будет способствовать обеспечению присутствия на рынке страны энергоэффективной продукции с достоверными заявленными характеристиками».
Руководители бизнес-союзов считают эту аргументацию сомнительной. «Орган стандартизации говорит, что введение сертификации будет способствовать повышению энергоэффективности товаров, присутствующих на белорусском рынке. Однако на наш вопрос, как и в чем мы будем измерять этот прогресс, ответа нет», — отметил председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец.
По его мнению, положительные результаты от введения объявленной сертификации туманны, тогда как отрицательные — совершенно очевидны.
«Бизнес в этом решении видит ограничительные барьеры на пути движения товаров в рамках Евразийского экономического сообщества, и орган стандартизации обязан с такой точкой зрения считаться», — считает Швец.
От введения сертификации в конечном счете пострадают потребители, добавил он.
«Все дополнительные издержки бизнеса будут заложены в цену потребительских товаров. Сегодня разве время провоцировать их подорожание? Вопрос риторический, а если говорить о введении национальной сертификации — решение непроработанное, принятое без учета всего комплекса последствий», — сказал Швец.
Представители бизнес-ассоциаций, объединяющие поставщиков бытовой техники, прогнозируют заметное снижение ассортимента ввозимых товаров, поскольку экономического смысла проводить сертификацию товаров, которые поступают небольшими партиями, не будет.
«Если речь идет, например, о крупногабаритной бытовой технике или эксклюзивных моделях техники, то стоимость испытаний может существенно повлиять на их цену, и поставщикам по этой причине будет выгоднее сузить ассортиментный перечень, чем продавать всю номенклатуру товаров», — рассказал генеральный директор Ассоциации компаний информационных технологий Дмитрий Ананьев.
Если принятое решение о введении сертификации не отменят, многие поставщики бытовой техники будут вынуждены убрать товары с полок магазинов, считает он.
«Другое вероятное последствие — рост серого рынка, то есть товары, не имеющие сертификатов, могут появиться в продаже в интернет-магазинах», — отметил Ананьев.
В-третьих, по его словам, если поставщиков зарубежных товаров, которые ввозят их из России, заставят проходить национальную сертификацию в Беларуси, российская сторона может принять ответные меры.
«В нынешнем виде постановление о введении сертификации чревато негативными последствиями как для внутреннего рынка Беларуси, так и для белорусского экспорта. Весьма вероятно, что в отношении белорусских производителей могут быть приняты симметричные решения со стороны России, что может ударить по экспорту отечественной бытовой техники», — прогнозирует Ананьев.
Белорусское бизнес-сообщество предлагает либо полностью отменить постановление о сертификации, либо изъять из него пункты, которые касаются бытовой техники и электроники.