Диктатор показал свою полную беспомощность в нефтегазовом конфликте с Москвой.
Прогноз российского посла о решении нефтегазового спора между Минском и Москвой до 20 декабря не сбывается: авансовый платеж возвращен Беларуси, Россия ожидает выплаты всего долга.
А газовый долг Минска, по информации политолога Андрея Суздальцева, "упорно подбирается к сумме в полмиллиарда долларов".
"Мы не авансовый платеж ждем, нам не нужен был авансовый платеж. Он вернулся обратно им, давно уже", - ответил вице-премьер Аркадий Дворкович на вопрос, получила ли Россия авансовый платеж за газ. Сложные переговоры продолжаются.
Еще в декабре Дворкович сообщил, что российское правительство ожидает оплаты долга в размере 281 млн долларов.
8 декабря пресс-секретарь премьер-министра Беларуси Владислав Сычевич сообщил, что осуществлен авансовый платеж за поставку российского газа. Однако ни сумму общего долга, ни оплаченную его часть пресс-секретарь не назвал.
15 декабря посол Беларуси в Минске Александр Суриков заявил, что нефтегазовый спор Беларуси и России будет разрешен до 20 декабря. После этого будут возобновлены поставки нефти в Беларусь и оплата Беларусью российского газа.
Согласно двусторонним договоренностям, в 2016-2024 годах Россия обязалась поставлять в Беларусь ежегодно 24 млн тонн нефти. Однако с лета 2016 года поставки нефти резко сократились: до 3,5 млн тонн в третьем квартале, а с октября - до 3 млн тонн. На непогашение газового долга Москва ответила сокращением поставок нефти.
"Цена на нефть и газ превратилась в короткий поводок"
Экономист Лев Марголин в интервью БДГ заявил, что нефтегазовый конфликт перетекает в долгоиграющий и вялотекущий. Теряя интерес к Минску, Москва тем не менее и дальше будет дергать за поводок, которым является цена нефть и газ.
- Конфликт вступает в стадию долгосрочного и вялотекущего. Стороны нащупывают варианты, как обмануть друг друга, как вместо долга заплатить авансовый платеж. Все переговоры идут под ковром, поэтому мы можем только догадываться о нынешнем состоянии конфликта. Запасемся попкорном и будем ожидать результата.
- За что идет торг между Минском и Москвой?
- За деньги, довольно большие деньги: 300 миллионов для белорусских властей, которые уже, возможно, выросли и до 350 миллионов, серьезные деньги. Тем более, что соглашаясь заплатить долг, белорусское руководство де-факто признает, что цена договорная, и, наверное, такую же цену придется платить и дальше. А подобные суммы для белорусского руководства становятся неподъемными. Официальный Минск рассчитывал на транш Евразийского фонда стабилизации и развития, который пока не получен из-за неоплаты газового долга…
Единственная конкретная информация появится только тогда, когда конфликт будет решен. Думаю, проблему придется решать: уже появилась информация, что на 2017 год запланированы поставки в Беларусь не 24 миллионов тонн нефти, а всего 18 миллионов. А рассчитывать хотя бы на минимальный рост ВВП не удастся – он будет сокращаться.
- Нефтегазовый конфликт, молочные и другие продуктовые войны… Какую политику в отношении Беларуси реализует Москва?
- Весь комплекс действий Москвы можно оценить одной фразой: Беларусь потеряла для России интерес. России надоело заигрывать с белорусским руководством, надоело уговаривать. Есть определенной длины поводок – цена на нефть и на газ, за который Москва держит Минск, и будет дергать его и дальше. Россия теряет интерес к Беларуси как к военному союзнику, свидетельством чему является размещение оружия в Калининградской области, теряет интерес как к инвестиционному партнеру: законодательство не то, надежности – никакой.
Отсюда – и соответствующее отношение: пошли вы подальше.