Похоже, терпение российских лидеров в отношении Лукашенко лопнуло, пишет ведущее американское издание.
В новом российском документальном фильме белорусский правитель представлен в виде косноязычного тирана и поклонника Гитлера и Сталина. В этом фильме Лукашенко убивает своих политических оппонентов, затыкает рот журналистам, мошенничает на выборах, а свою едва держащуюся на плаву страну не выпускает из оков советского прошлого, пишет «The New York Times».
Уже много лет подобные обвинения выдвигают правозащитные организации и правительства стран Запада, но этот выпад в адрес Лукашенко был сделан с несколько неожиданной стороны: фильм был показан по государственному телевидению России.
Документальный фильм стал составной частью информационной войны, разразившейся между Россией и ее соседкой Беларусью — двумя бывшими советскими республиками, когда-то настолько близкими друг к дружке, что планировалось даже их воссоединение. Но похоже, что выход фильма «Крестный батька» на телеканале НТВ в июле ознаменовал собой отмену свадьбы.
Взаимное поливание грязью, которому предаются государственные СМИ обеих стран, отражает усиление напряженности в отношениях между ними. Последняя вспышка разногласий произошла в июне, когда страны поссорились из-за цен на природный газ, после чего Лукашенко едва не увильнул от запланированного вступления в Таможенный союз с Россией и Казахстаном — а этот проект взлелеял премьер-министр и неоспоримый лидер России Владимир Путин.
Кремль много лет поддерживал Лукашенко, хвалил его за выборы, хотя независимые наблюдатели видели в них нарушения, а также игнорировал жесткое преследование им оппозиции. Москва снабжала возглавляемое Лукашенко государство дешевым природным газом и предоставляла скидки на таможенные пошлины на поставки нефти, которую Беларусь перерабатывала и перепродавала. Российские субсидии, как подчеркивает диктор недавно вышедшего фильма, «были главным секретом белорусского экономического чуда».
Однако Кремль, похоже, не считает, что получил от Беларуси что-либо кроме головной боли. В июне, когда бушевали споры вокруг цен на газ, Беларусь в ответ ненадолго прекратила поставки в Западную Европу.
Кроме того, Лукашенко саботировал политику России на территории бывшего Советского Союза. Он предоставил убежище бывшему президенту Кыргызстана Курманбеку Бакиеву, изгнанному из страны в апреле после кровопролитного мятежа, судя по всему, прошедшего при одобрении Москвы. Кроме того, он не последовал примеру Кремля и не признал независимости двух отколовшихся от Грузии анклавов — Абхазии и Южной Осетии.
«Он получил огромное количество денег, на которые частично поддержал экономику Беларуси, ее экономический рост и благосостояние своего народа, и ничего не дал взамен, - сказал, выступая в эфире российской радиостанции «Эхо Москвы», политик-оппозиционер Владимир Рыжков. - Похоже, что терпение российских лидеров лопнуло».
Недавно, общаясь с журналистами, Путин не придал особенного значения развернувшейся в СМИ кампании.
«Не вижу никакой информационной войны. Возможно, дело в том, что я в последнее время почти не читаю периодику и не слежу за электронными СМИ», — сказал Путин. Зато о Лукашенко лично он отозвался с меньшей обтекаемостью: «Когда речь заходит о деньгах или о поставках энергоносителей, все хотят получить от России что-нибудь бесплатно, а когда не получают, то начинают сердиться».
В «Крестном батьке» высказывается критика, типичная для содержания докладов западных правозащитных организаций о положении в Беларуси (да и в России тоже). Упоминаются исчезновения и убийства политических оппонентов Лукашенко в последние годы; есть кадры, где милиционеры в бронежилетах избивают участников антиправительственной демонстрации. Самого Лукашенко показывают то в военной форме, то во время инспекций колхозов.
«Мало что изменилось со времен СССР», — говорит в определенный момент диктор.
В Беларуси посмотреть этот фильм по телевизору могли только обладатели спутниковых «тарелок», хотя его легко можно найти и на сайте YouTube. В соответствии с советскими традициями самиздата люди сами записывали фильм на пленку и передавали нелегальные кассеты друг другу, о чем сообщил один из лидеров белорусской оппозиции Андрей Санников.
Нечего и говорить, что Лукашенко был недоволен. По его словам, фильм «оскорбил» его.
«Я знаю, кто отдает эти распоряжения, кто управляет этими процессами», — говорилось в заявлении, опубликованном на его веб-сайте.
Вскоре после этого Беларусь нанесла ответный удар, опубликовав в одной из государственных газет отрывки из доклада о Путине, в котором его подвергают резкой критике авторы — российские оппозиционеры.
«Дикость стала нормой в российском обществе», — говорилось в комментарии, опубликованном в газете наряду с этими отрывками.
Также по первому каналу белорусского телевидения, управляемому государством, показали интервью с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, которого руководство России демонизирует и который сам становился главным героем российских документальных фильмов нелестного содержания.
В своем интервью Саакашвили назвал фильм о Лукашенко лицемерием, отметив многочисленные политически мотивированные убийства в России.
«Это пахнет информационной войной», — сказал Саакашвили.
В ответ на это интервью спикер российского парламента Борис Грызлов назвал Саакашвили преступником и заявил, что Беларуси это даром не пройдет.
«Любой, кто дает Саакашвили возможность почувствовать себя президентом, в том числе и в другой стране, принимает решение, которое повлияет на отношения с Россией», — сказал он.
Прекращение помощи России может обернуться бедой для Лукашенко, которому в следующем году предстоит выступить на президентских выборах. Некоторые российские политологи уже начали высказывать предположения, что развернувшаяся кампания в СМИ может знаменовать собой начало попытки свергнуть его.
В июне некоторые лидеры белорусской политической оппозиции ездили в Москву, где провели неофициальные встречи с российскими лидерами, в том числе — с министром финансов и членами партии Путина «Единая Россия». Применение Россией «мягкой силы» в форме кампаний в СМИ и экономического давления, как считается, позволило свергнуть в апреле киргизского президента Бакиева. Лукашенко, однако, находится у власти уже шестнадцать лет, и явно чувствует себя увереннее, чем чувствовал себя тогда его киргизский коллега.
Но некоторые деятели оппозиции в Беларуси уже очарованы возможностью получить поддержку Кремля.
«Это уникальная ситуация: Европа и Россия одинаково оценивают ход предвыборной кампании в Беларуси, - сказал Ярослав Романчук, один из лидеров оппозиции. - Такого в истории еще не было».