Фильм «Психология девиации» подробно рассказал о психических нарушениях у одиночек.
Кинорежиссер Юрий Хащеватский, автор более 30 фильмов, в том числе «Обыкновенный президент», «Плошча», «Лоботомия», отвечает на вопросы «Радыё Свабода».
-- Вечером 7 сентября по белорусскому телевидению показывали очередной фильм про белорусскую оппозицию «Психология девиации». Вы его посмотрели? Какие впечатления?
-- Я специально его посмотрел и могу вам сказать, что ничего не потерял. Ведь я получил интересное подтверждение. Там было интервью с детским врачом, которая объясняла, что такое девиация - психические нарушения у ребенка. А у меня давно есть подозрение, что наш Александр Григорьевич задержался в детстве. Чего только стоят его пробеги на лыжероллерах по центральным улицам Минска. А тут доктор называет признаки девиации: нежелание услышать другое мнение, свое мнение превыше всего ... То есть получается, что если они ставили диагноз, они ставили диагноз нашему «всенародно избранному». Доктор говорит, что это все одиночки. Здесь вспоминается хоккей в Дроздах, когда он один с собакой гуляет.
Интересные там политологи выступали. Один, чью фамилию я не запомнил, сказал, что обязательно произойдут изменения в риторике. Т.е. обвинительные в адрес Лукашенко. Действительно, такие изменения в риторике состоялись, но они произошли даже в России.
Еще врач сказала, что если ребенок финансово зависим, то он становится агрессивным. Это точно попадает.
Чисто с медицинской точки зрения я получил большое удовольствие. К оппозиции это никакого отношения не имело, если только они не задались целью сделать фильм о диагнозе нашего правителя.
-- Естественно, вы смотрели НТВ-шный сериал «Крестный батька», тем более там отрывки из вашего фильма «Обыкновенный президент». А если сравнивать пропагандистское кино, белорусское и российское, какая разница в творческом методе, например, между «Крестным батькой» и некогда знаменитым фильмом «Дети лжи»?
-- Пропагандистские фильмы - это не творчество, а в чистом виде пропаганда. Но разница огромная. Фильмы «Крестный батька» - первые пропагандистские фильмы, где есть полная правда, стопроцентная. Там была одна незначительная неточность, которая не имела особого отношения к тому, о чем они говорили. Они могли об этом не знать.
Просматривая эти фильмы, можно убедиться в преимуществах демократического строя в стране. Потому что, если представить, что у нас есть единое «союзное государство», то у нас как бы получились две партии, оппозиционные одна к другой - партия Путина и партия Лукашенко. И СМИ, одни за Путина, вторые за Лукашенко. И получается, что путинские СМИ рассказывают нам правду о Лукашенко, а в «Советской Белоруссии» публикуют выдержки из доклада Немцова о Путине. Это хорошо, что появились фильмы «Крестный батька». Людям всегда полезно знать правду.
-- 6 сентября в Минске прощались с журналистом Олегом Бебениным. И вы как раз упоминали, что в свое время именно Олег Бебенин выступил инициатором создания вашего фильма «Плошча» о событиях 2006 года в Минске. Скоро новые выборы. Собираете ли вы материал для нового фильма? Будет ли там сюжет о смерти Олега Бебенина?
-- Когда я видел это большое количество людей, эти расстроенные лица красивых людей, которые сами приехали туда, их туда никто не загонял, несмотря на скорбь, я получил заряд оптимизма. И в этот момент я подумал, что надо действительно начать делать еще один фильм, и начать его как раз с этого трагического момента. Пока мы не знаем правду, что произошло на самом деле, но я думаю, что мы ее узнаем и очень быстро.