На всех фотографиях с «Дожинок» заметно, что у Лукашенко вроде что-то не в порядке с костюмом.
Такое ощущение, что пиджак вдруг стал ему тесноват, и потому все время расстегнута пуговица. На кадрах, где Лукашенко пожимает руку победителям прошедшей уборочной и запечатлен в профиль, вообще кажется, что его фигура несколько неестественна. Знающие люди по-своему объясняют причину этого - бронежилет.
Как бы то ни было, но в новую президентскую гонку Александр Лукашенко вступает под настойчивые разговоры о том, что добром для него эта проба сохранить за собой главный пост в стране не закончится.
Сначала по Гродненщине стал гулять слух про некоего деда-предсказателя, который напророчил Лукашенко последнюю дорогу на «Дожинки». Причем слух достиг таких масштабов, что его вынуждена была опровергать главная газета облисполкома. Потом в интернете появилось видео якобы офицера ФСБ, который рассказывает, что лично Владимир Владимирович Путин создал группу для физического уничтожения белорусского президента. Новость подхватило Белорусское телевидение - в их интерпретации получилось, что физическое уничтожение Лукашенко обсуждали на конференции в Москве представители белорусской оппозиции…
На пике этой информационной волны мне вдруг позвонила журналистка из журнала Newsweek. «Как вы считаете, на самом ли деле есть угроза жизни Александра Лукашенко?» Коллега явно ожидала услышать, что все это полный бред, что белорусский президент любит сначала создать вокруг себя мировой заговор, а потом его успешно разоблачить, что такими слухами в преддверии выборов народ пытаются сплотить вокруг действующего лидера. Но я честно ответила: «Если Лукашенко пойдет на четвертый срок, то, на мой взгляд, угроза его жизни может стать реальной».
Признаюсь, если бы Александр Григорьевич был моим отцом, мужем, братом, я бы его умоляла, уговаривала, упрашивала, убеждала спокойно самому оставить свой пост. Извиниться, как Ельцин, за то плохое, что было сделано, вспомнить хорошее и уйти, не дожидаясь худшего.
История свидетельствует, что самая надежная гарантия безопасности для президента - уходить самому, не доводя ситуацию до края. Пример у Лукашенко под боком - Курманбек Бакиев, которого вместе со всем семейством так сковырнули со всех постов, что только в Минске и нашлось убежище. Ни одна другая страна, имеющая связи с Кыргызстаном, принять его просто не захотела. А ведь Бакиев незадолго до роковых событий выиграл президентские выборы. Но это не спасло, и в итоге ситуация вон как обернулась при молчаливом согласии США и России…
Не дураками придумано, что власть должна быть сменяема. Два президентских срока - и достаточно, возвращайся в разряд обычных граждан. В противном случае человек теряет голову от стремительности взлета, от полноты власти, от вседозволенности, от потоков лести и славословий тупых подхалимов. Даже в Иране (!), президент которого соседствует с Александром Лукашенко в списках худших диктаторов мира, нельзя занимать президентский пост более двух сроков. Даже в Иране это запрещено законом, даже в Иране понимают, что разные люди должны приходить в руководство страны, что концентрация власти на много лет в одних руках опасна и для страны, и для общества.
Зато в сердце Европы нашлось государство, где президент возомнил себя незаменимым, он готов идти на четвертый, пятый, десятый срок, пусть даже под охраной автоматчиков и в бронежилете. «Кому суждено быть застреленным, не утонет», - сказал он журналистам на тех же «Дожинках», видимо, демонстрируя свои глубинные страхи и подтверждая, что движет им сегодня не расчет, не разум, не забота о стране, а отчаянный фатализм.
Нет сомнений, что Лукашенко понял знаки, которые ему подавались в преддверии этих выборов и с Запада, и с Востока: «Уходи сам, назначь преемника, не доводи ситуацию до края, не провоцируй на крайние меры…» Но ему так нравится быть президентом, человеком, про кого льстецы-подчиненные говорят «Вы выше Бога», что принять правильное и взвешенное решение, которое, единственное, и гарантирует безопасность, Лукашенко не смог. Он все-таки пошел на новый срок и надеется на чудо. При теперешней системе никто не сомневается, что он даже формально «выиграет» эти выборы, хотя лучший срез настроений белорусского электората - электрички - уже просто гудят от возмущения тем, что творит и сам Лукашенко, и его приближенные. А потому чуда не будет. Четвертый срок для Лукашенко это, судя по всему, начало конца.
Светлана Калинкина, «Народная воля»