Белорусский футболист Дмитрий Ковба рассказал об игре в чемпионате Индии.
Нападающего Дмитрия Ковба занесло в крайне экзотичный клуб — индийскую "Минерву Пенджаб", пишет "Прессбол":
- В эстонской "Нарве" ты много играл и забивал. Почему решил уйти?
- Во-первых, был далеко от семьи. Во-вторых, команда стала немного сбавлять. Начались непонятные разговоры, претензии к игрокам. Было неприятно — как и Артуру Котенко, другим ребятам. Решил уехать домой. Плюс появились неплохие варианты. Изначально в клубе хотели получить за меня компенсацию. Но спустя неделю передумали и сказали: можешь уходить свободно. Практически везде трансферное окно уже было закрыто. Но вот возник вариант с Индией — я доволен.
- Как он стал возможен?
- Еще когда играл в "Нарве", была возможность перейти в клуб из Мальты. Но за меня просили денег. Вернулся домой, стал тренироваться с "Городеей", за что клубу спасибо. Потом позвонил агент: не хочешь поехать в Индию — сразу на контракт, без просмотра? Поговорил с женой, с родителями, все взвесил и решил, что это неплохой вариант.
- Кто твой агент?
- Ой, здесь все сложно. Агентов несколько. Один — из Москвы. Он сотрудничает со вторым — из Эстонии. И они связаны с третьим — из Индии.
- Главная причина перехода — желание пожить в необычной стране?
- Можно сказать и так. К тому же других вариантов особо не было. Да, здесь жарко. Придется немножко потерпеть. Чемпионат длится шесть с половиной месяцев. Но ни о чем не жалею.
- Долго раздумывал?
- Оценивал, как часто смогу видеть семью, какие условия, есть ли бонусы за голы. Спрашивал у агента, могут ли в клубе пробить то, это. Я знал, куда ехал. Возьмем ту же погоду. Когда чемпионат стартует, а это начало ноября, здесь начнется сезон дождей, станет прохладнее.
- А какая температура сейчас?
- Около тридцати пяти градусов. Душно. За первую неделю скинул пять килограммов. Вначале потел так, что казалось, будто меня закрыли в бане и при этом постоянно подливают воду на камни. Сейчас тело уже адаптировалось.
- Пытались отговорить от переезда?
- Мама была против. Мол, далеко, толком не будешь видеть семью. Жена изначально тоже была не в восторге. А потом одобрила идею.
- Как ты их убеждал?
- Что самое главное для любого работника? Условия. И зарплата, и проживание... Объяснил им, все нормально. Скучаю по семье, по друзьям. В этом плане тяжеловато.
- Финансовые условия в Индии лучше, чем в Эстонии и Беларуси?
- Да.
- Семью решил не перевозить?
- Да. У жены хорошая работа. Плюс ребенок ходит в садик, занимается хоккеем в школе "Динамо". Тренировки пять раз в неделю. Перетягивать их смысла не было. По возможности будем летать друг к другу.
- У тебя были опасения перед поездкой?
- Накануне отлета сделал прививки. Одну от столбняка и еще две от укусов насекомых. Жена сказала: обязательно сделай, чтобы потом не было проблем.
- Сколько времени ты добирался до Индии?
- Из Минска в Москву летел где-то час пятнадцать. Из Москвы до Дели — пять с половиной. Там меня забрал водитель, и еще часа четыре ехали до Чандигарха. Больше утомила езда на машине.
- Почему на традиционном фото при подписании контракта ты держишь в руках меч?
- Если честно, не углублялся в этот вопрос. Сказали: надо сфотографироваться так. В руках меч, на шее оранжевый шарфик. Наверное, это такая традиция. Подобные фото сделали со всеми новичками.
- Бытовые условия?
- Снимаю дом. Спальня, кухня, комната, где можно смотреть футбол, большая терраса... Все нормально. Кроме меня, в доме живут одноклубник из Сенегала Кассим Айдара (он тоже раньше играл в Эстонии) и тренер.
- Главный тренер?!
- Да, испанец Хуан Луис Перес Эррера. Дом у нас трехэтажный. Можно сказать, каждому по этажу. Пока подыскивается другой вариант, тренер живет здесь. Мы особо не пересекаемся. Встретились, "Good Morning" — "Good Morning", машина забрала на тренировку… Хотя можем, к примеру, обсудить игру.
- Едите вместе?
- А у нас обед и ужин проходит на базе. Правда, иногда однообразие надоедает, и тогда я хожу кушать в другое место: в "Burger King" или "KFC". В Индии не принято есть мясо. Корова — священное животное. Только курицу с пастой разрешено иногда употреблять. А так чуть ли не ежедневно у них на обед и ужин рис.
- Болельщики и даже журналисты уже успели назвать твою "Минерву Пенджаб" командой второго дивизиона. Это же неверно?
- Абсолютно. Команда играет в высшей лиге. В Индии есть еще и Суперлига, завязанная на спонсорских контрактах. Чтобы заработать, туда приезжают звезды: Дель Пьеро, Анелька... В этом есть и пиар. Чемпионат длится несколько месяцев, но футболисты получают деньги за год. Команды, которые занимают в нашей лиге места с первого по четвертое, переходят туда. То есть, по сути, в Индии два первых дивизиона: Суперлига и наша Ай-лига.
- Твоя команда полностью профессиональная, или есть и любители?
- Любителей нет. Все как в нормальной профессиональной команде. Общий обед, заезд... Никто не подрабатывает. Время начала тренировок варьируется. Занятие может быть и в пять утра, и в четыре дня. Все серьезно.
- В пять утра?!
- Да. Вернее, в пять отъезд на тренировку. В пять тридцать — начало. По белорусскому времени это три ночи. Все из-за жары. Душно здесь иногда становится уже в шесть утра. Но я привык. Иногда и дома ложился спать в два, просыпался в семь, вел ребенка в садик. Могу прийти после тренировки и подремать пару часиков.
- Кто сильнее: твой нынешний или бывший клуб?
- Даже не знаю. Там была русскоязычная команда. А здесь пока есть легко недопонимание с партнерами. Кто-то говорит на хинди, кто-то — на английском, кто-то — на французском. А в футбольном плане, мне кажется, "Минерва" посильнее. Что касается белорусских команд, то сравнивать не хочется.
- База "Минервы" отличается от баз других твоих клубов?
- Да. Базы в Могилеве, Витебске, Бобруйске — это одно. Здесь — совсем другое, непонятное для меня. Территория растянута. Мимо может пробежать собака, в стороне на стоянке припарковано много мотоциклов, неподалеку люди играют в волейбол... Из-за жары, кстати, поля полусухие. Но их поливают ночью. Как я понял, на базе также готовят парней и девчонок к армии. Они лазают по тросам, подтягиваются, участвуют в каких-то соревнованиях... Интересно наблюдать.
- В "Минерве" есть какие-нибудь клубные традиции?
- Играли первый матч сезона — на Кубок Пенджаба. Президент, молодой человек, взял рупор и сам стал заводить детей, занимающихся в академии, болельщиков. Было смешно и неожиданно.
- Ты в команде едва ли не самый опытный игрок?
- Да. Нам с Кассимом по тридцать. Старше нас никого нет. Но я и в "Нарве" был самым опытным — вместе с Артуром Котенко. У "Минервы" много молодых игроков, серьезная академия. Не так давно в Дели на юношеском (U-17) чемпионате мира сборная Индии встречалась с американцами. Я смотрел матч по телевизору. Приехал премьер-министр, было шоу... Так в индийской команде профессионально футболом занимаются только шесть человек, и все — из "Минервы".
- Кроме тебя, в клубе еще четыре легионера?
Да. Японец, сенегалец Кассим... Есть парень Вильям — по-моему, из Ганы. Перспективный — ездил и в "Мидлсбро", и в "Селтик"... Но начинал скучать и всякий раз возвращался. Одновременно на поле могут находиться четверо иностранцев. Наши легионеры в основном играют в защите или полузащите. Со всеми партнерами нормально общаюсь. Шутим, прикалываемся.
- Над тобой подшучивали?
Да. Возвращаемся после бассейна домой. Ребята говорят: "Дима, бери кекс, вкусный". Спрашиваю: "Без специй?" — "Да, да". Закидываю в рот — как начало жечь внутри! Сразу выплюнул. Весь автобус как давай надо мной смеяться! А вот в гости к партнерам пока не ходил. Особо и не походишь. Родные, друзья задавали вопрос: "Ну что, загорел уже?". Куда там: одну тренировку провел в 35-градусную жару — и ничего не хочется. Думаешь: скорее бы вернуться домой и включить кондиционер.
- Как тебе в целом местная кухня?
Нормально. Правда, специй много. Обратились к повару, чтобы хотя бы для нас, легионеров, готовил не такие острые блюда. Не знаю, как местные ребята могут употреблять столько специй. Мне кажется, если бы я столько ел, наверное, уже драконом стал бы! Попробовал — так пришлось пять литров воды выпить, чтобы погасить пламя.
- Индия — самая экзотичная страна, в которой ты когда-либо бывал?
- Еще был в Шри-Ланке. Понравилось. Но там я отдыхал, а здесь — работаю. Это две большие разницы.
- Гуляющих по улицам коров в Индии видел?
- Очень много. Их нельзя трогать. Дело может дойти до тюрьмы. Кстати, на улицах можно встретить и буйволов.
- Уже научился есть правой рукой?
- Нет, это не по мне. Есть вилка, ложка, нож... Хотя смотришь в столовой — кто пользуется приборами, кто ест руками. Руками в основном берут лаваш, заворачивая туда начинку.
- Когда подписывал контракт, тебе рассказали о правилах поведения?
- Жена распечатала информацию из интернета: что можно, чего нельзя, что лучше есть... В самолете изучил. Так что был осведомлен.
- Как у тебя с английским?
- Пришлось вспоминать. Раньше ведь все время общался на русском. Со школы конкретно подзабыл. А до четвертого класса даже к репетиторам ходил. Потом определился с футболом и стало не до занятий. Сейчас уже легче. Может, к концу года вообще буду хорошо говорить. Выучил и несколько слов на местном языке.
- Куда выбираешься, кроме базы?
- Мой дом находится в охраняемом частном секторе. Стоят посты, так просто туда не попадешь. Неподалеку от этого сектора есть торгово-развлекательный комплекс. При желании можно и вещи брендовые купить, и в боулинг, бильярд поиграть (я, правда, пока не играл).
- Местные жители заводили с тобой разговор?
- Когда мы идем с Кассимом по этому центру, люди часто оборачиваются. Почему? Потому что идут темнокожий и белый. Это вызывает смех. Мы ведь не похожи на них. Однажды покупали кокосы. Один парень попросил фото. Говорит, если сфоткаться с белым, в семью придет хорошая новость.
- Что за город — Чандигарх?
- Большой, растянутый город. На тренировку добираемся около получаса. Недавно, кстати, здесь был фестиваль. Второй тренер, индиец, хотел показать команде, как жгут большие чучела. Может, так отгоняли духов. Много народа собралось. Я даже снял на камеру. Индия — интересная страна. И многое еще предстоит узнать.
- Крикет в Индии более популярен, чем футбол?
- Да. Сейчас хотят привлечь больше зрителей и к футболу. Но все равно едешь на тренировку и видишь, что взрослые и дети играют на уличных площадках в крикет. Профессиональный крикет считается высокооплачиваемой работой. Правда, я правил вообще не знаю. Палку в руках держал — у нас стоит в офисе. Было интересно. А что делать с ней, представления не имею.
- Партнеры спрашивали, где находится Беларусь?
- Да-да-да. Уточняют: Россия? Объясняю: нет, вот Россия, вот Украина, вот Беларусь. Центр Европы. Спрашивали, какая у нас сейчас температура. Говорю: пять-восемь градусов. Отвечают: ой, холодно. Я: для нас холодно — это когда "минус двадцать пять". Удивляются: сколько? Да ладно, мол, это же вообще можно околеть!
- Уже придумал, как будешь праздновать голы в чемпионате Индии?
- Пока не думал. Но президент говорит: "Надо бы повторить ту фишку, которую ты делал в Литве". Стебется: "В Литве аплодировал сам себе, в Эстонии показывал Гризманна — что здесь придумаешь?"
- Посоветовал бы белорусам ехать в чемпионат Индии?
- Я тебе больше скажу. Есть парень из "Жальгириса", играет в сборной Литвы. Пару лет не общались, а недавно позвонил мне: Диман, как ты туда попал? Рассказал: так-то и так-то. Говорит: слушай, пробей у агента, может, и меня получится пристроить в Индию или куда-то еще. Мол, было бы здорово, этот экзотический вариант мне тоже интересен. Да, я посоветовал бы белорусским футболистам ехать в чемпионат Индии.