Согласно одному из пунктов подписанного на заседании глав государств ОДКБ соглашения, «при необходимости» белорусские военнослужащие могут поехать в «горячие точки».
Соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования 4 февраля подписали президенты России, Беларуси, Армении, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Местом дислокации оперативных сил назначены две дивизии воздушно-десантных войск в Ивановской и Ульяновской областях России.
Однако в «мирное время» там будут только российские отделы, белорусские, армянские и другие подразделения будут дислоцироваться на своих территориях и под своим командованием, сказал в интервью «Еврорадио» пресс-секретарь Организации договора о коллективной безопасности Виталий Стругавец.
«И только в определенные моменты, в кризисные ситуации, когда необходимо будет задействовать, только тогда они будут попадать под единое командование, которое создаст Совет коллективной безопасности, и будут направляться в определенные регионы для выполнения поставленных задач. А в мирное время они будут находиться на национальных территориях под национальным командованием», - заявил он.
Однако это противоречит вчерашнему заявлению Министерства иностранных дел Беларуси насчет того, что «реальное участие Беларуси в Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ будет обеспечиваться, как, в общем, и обеспечивалось до этого времени, силами белорусско-российской совместной группировки войск на западной зоне ответственности ОДКБ».
Участие белорусских военнослужащих в «горячих точках» за границами республики запрещено законодательством Беларуси, подчеркнул пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Попов.
Но, как оказалось, эта преграда - временная. По словам пресс-секретаря ОДКБ Виталия Стругавца, в 7-м пункте документа, подписанного в Москве в том числе и Александром Лукашенко, говорится о возможности внесения изменений в законодательство.
«Документ подписан Александром Григорьевичем, а там говорится, что в случае необходимости будут внесены изменения в национальное законодательство. Соответственно, этот пункт, надеемся, тоже будет выполняться. А на сегодняшний день законодательство республики запрещает, Андрей Попов абсолютно правильно сказал», - подтвердил Виталий Стругавец.
Кстати, как отметил пресс-секретарь ОДКБ, коллективные силы оперативного реагирования будут состоять не только из военного компонента, но и из специальных подразделений. Поэтому белорусский ОМОН (а также другие подразделения, например, МЧС) могут действовать за границей и без изменения национального законодательства.
Начальник пресс-службы Министерства защиты Беларуси Вячеслав Ременчик «успокаивает» - в Москве было принято «политическое решение», а все детали еще будут согласовываться специалистами. Что касается службы белорусских военнослужащих за границами страны, то Ременчик уверяет, что все будет происходить «в рамках белорусского законодательства».