При этом вице-премьер не раскрыл подробности хода переговоров с Россией по поставкам нефти.
Предложение России по отмене ввозных пошлин на нефть для Беларуси в обмен на возврат пошлин на нефтепродукты является наихудшим вариантом для Беларуси. Об этом заявил 22 октября журналистам первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко, передает БелаПАН.
При этом он отметил, что этот вариант «чуть-чуть лучше того, что мы имеем сейчас».
Напомним, 21 октября министр экономики Беларуси Николай Снопков сообщил журналистам, что Беларусь может согласиться перечислять в российский бюджет 100% экспортных пошлин на нефтепродукты в обмен на отказ России от экспортных пошлин на нефть для Беларуси. «Как мы можем не согласиться, если в основе этой темы лежат равные условия деятельности и реализации на экспорт нефти для белорусских и российских НПЗ? Мы участвуем в переговорах по этому поводу. Это и есть то, к чему мы стремились», — сказал Снопков.
В свою очередь, Семашко не раскрыл подробности хода переговоров с Россией по поставкам нефти. «Мы пока не подписали соглашение, потому что считаем его несправедливым», — заявил он. «Для единого экономического пространства — нонсенс вводить пошлины на галоши, валенки, нефть и нефтепродукты. Это точно несправедливо», — считает Семашко.
«Мы же амортизируем заводы, перерабатываем нефть и всю эту ввозную пошлину должны отдать в бюджет России? — задался вопросом вице-премьер. — Нам это [переработка нефти] дорого достается. В каждый завод мы вкладываем 150—250 млн. долларов ежегодно для их развития».
По словам Семашко, такие инвестиции приведут к тому, что уже в 2013 году Мозырский и Новополоцкий НПЗ будут работать с глубиной переработки 92—93%. «Это означает, что из одной тонны нефти мы будем получать 920—930 кг светлых нефтепродуктов, которые дорого стоят», — сказал первый вице-премьер.
«Если я отрываю от бюджета, вкладываю деньги, даю заводам льготы и преференции, то почему я должен отдавать эту пошлину», — заявил Семашко.
«Если россияне поставили Беларуси такие условия, что поставляют какое-то количество нефти беспошлинно, а львиную долю — три четверти — с пошлиной, то какая разница, где теперь покупать нефть», — сказал он.
Семашко отметил, что, когда нефть была беспошлинной, Беларусь «однозначно покупала» ее у России. «Сегодня нас поставили перед альтернативой: покупай в Азербайджане, Казахстане, Венесуэле, Роттердаме. Мы увидели, что там дешевле», — заявил он.
При этом вице-премьер отметил, что венесуэльская нефть, которая сейчас поставляется в Беларусь, гораздо качественнее российской. Так, при обработке российской нефти марки Urls получается 30% мазута, который дешевле самой нефти. Венесуэльская же нефть «Санта Барбара» при переработке дает 7—8% мазута и гораздо больше дорогостоящей продукции — бензина, керосина, дизтоплива. «Поэтому здравый смысл, экономика говорят о том, что мы должны перерабатывать то, что выгодно и разумно», — заявил Семашко.
«Мы выжили в этой ситуации с помощью Венесуэлы», — считает он. Первый вице-премьер сообщил, что с сентября белорусские НПЗ загружены на 100% и работают рентабельно. «В дальнейшем мы будем работать еще лучше», — считает Семашко.
О готовности России отказаться от экспортных пошлин на нефть для Беларуси в обмен на все пошлины, которые Беларусь будет получать от экспорта своих нефтепродуктов, заявил 19 октября замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.
«Мы хотим получить [компенсацию] от Беларуси. Пока вариант — это существенное повышение пошлин на нефтепродукты с тем, чтобы они перечисляли нам все экспортные пошлины на нефтепродукты, которые будут вывозиться из Беларуси», — сказал Шаталов.
Он отметил, что сейчас ставка пошлин на нефтепродукты установлена на уровне 55% от пошлины на нефть. «То есть мы дотируем нефтепереработку [Беларуси]. Мы не хотим давать эти дотации белорусским предприятиям», — подчеркнул замглавы Минфина.
По словам Шаталова, ставка пошлин на нефтепродукты может увеличиться до 85—90% от пошлины на сырую нефть уже в 2011 году. «Смысл в том, чтобы повысить в целом экспортные пошлины на нефтепродукты не только для Беларуси, но и для России», — сказал он.
Сейчас Беларусь покупает нефтепродукты в России с уплатой 100% пошлины. С 1 октября ставка экспортной пошлины на светлые нефтепродукты составляет 191,8 доллара за тонну, на темные — 103,3 доллара. По данным Белстата, за январь—август средняя цена одной тонны нефтепродуктов, закупаемых в России, увеличилась на 78,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Около двух третей всей закупаемой в России нефти также импортируется Беларусью с уплатой 100% пошлины. С 1 октября ставка экспортной пошлины на сырую нефть составляет 266,5 доллара за тонну. За январь—август средняя цена одной тонны российской нефти увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 30,5%.