Белорусов никакими декретами не удивишь – только разозлишь.
Итак, новая редакция «тунеядского декрета» ляжет под елку новогодним подарком для белорусов. Пусть не под ближайшую елку, а через год, но точно ляжет. Вице-премьер Жарко (ну тот самый, помните, что в бытность министром здравоохранения обещал забить врачами и медсестрами все поликлиники и больницы) побожился, что с 1 января 2019 года обновленный, усовершенствованный и увешанный пряниками декрет начнет работать в полном объеме.
А тут и Лукашенко на совещании высказался в очередной раз на любимую тему: нужно заставить работать тех, кто может, но не хочет. И пусть этим занимается не Минск, а местные органы власти, которые должны разобраться, попал человек в трудную ситуацию или не хочет работать принципиально. Первому помочь, второго заставить. Формула простая, как таблица умножения.
Белорусы к такого рода новогодним подаркам привычные: то цены на бензин повышают с 1 января (разумеется, в то самое время, когда во всем мире бензин становится дешевле из-за того, что дешевеет нефть), то рубль обваливают без всякого внутреннего смущения, то коммунальные платежи делают сопоставимыми со средней зарплатой. Так что белорусов никакими декретами не удивишь и не испугаешь – только разозлишь.
«Тунеядских» протестов уходящего года власти испугались так, что в марте пошли арестовывать всех подряд и обвинять в подготовке переворота. Соображали, чем грозят им эти Марши рассерженных белорусов. Перестраховывались. Запугивали. Декрет в срочном порядке отзывали и даже деньги возвращали (это вообще неслыханная для государства щедрость – вернуть награбленное). Но от идеи, однажды в бреду пришедшей в одну дурную голову, отказаться не смогли.
Знаете, они все так уверенно говорят «заставим работать», что я, пусть на секунду, но все-таки усомнилась: а вдруг они действительно имеют на это право? Кто его знает – они перекраивали под себя Конституцию столько раз за эти бесконечные два десятилетия, что вполне могли под шумок вставить туда что-нибудь вроде «гражданин Беларуси обязан работать, пока не сдохнет»? И я решила еще раз внимательно перечитать Конституцию.
Ой, как же это красиво звучит! Читается, как стихи. «Государство ответственно…», «государство способствует…», «государство гарантирует…», «государство защищает…». Так и хочется читать, не отрываясь, и верить, что так оно и есть. У государства – обязанности. У граждан – сплошные права. Ах да, вот и обязанности: соблюдать Конституцию и законы, уважать национальные традиции, соблюдать права и свободы других граждан, беречь национальное наследие. А вот и оно, статья 56: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей». Все, конец цитаты.
А об обязанности трудиться – ни слова. Разве что в статье о праве на труд говорится, что труд может быть принудительным разве что по приговору суда или по закону о военном положении. То есть исправительные работы как вид наказания – да, законны в соответствии с Конституцией. Да, если завтра война, то все обязаны идти рыть окопы. И все. Больше никаких трудовых обязательств перед государством у гражданина нет. А что до финансирования государственных расходов, то, покупая пирожок или машину, гражданин уже в нем участвует. Об этом много и правильно писали. Это знают уже, наверное, даже чиновники.
Так почему, откуда, с какого перепугу у них снова и снова звучит это «заставить»? Почему, даже испугавшись Маршей рассерженных белорусов и отозвав этот декрет, они пытаются снова ввести его в действие? Вертят его, как мартышка очки, пытаются менять формулировки, сочиняют схемы полной оплаты всех государственных услуг для неработающих. И не хотят понимать, что штрафы, которые им удастся содрать с безработных, все равно окажутся несоразмерными ни градусу будущих протестов, ни экономической выгоде для государства. Бессмысленно клеить пластырь, когда взрезана аорта. Не поможет.
Но власть никак не может усвоить это. Потому что живет в полной уверенности, что ей все должны. Если ты не работаешь на эту власть – тогда хотя бы плати ей оброк. Чинуши не понимают, что это и есть психология бедности. Люди, которые годами просиживают штаны в роскошных государственных зданиях, не умеют работать, бессмысленно тратят свою жизнь, посвящая ее получению халявы, и считают, что все остальные им должны, - они и есть нищие. Они считают, что это мы должны трудиться за гроши, чтобы обеспечить их коттеджами и угодьями, чемоданами черной налички и лимузинами. Они чем-то напоминают глупых девушек из-под Челябинска, которые убеждены в том, что из-за длинных ног все мужчины мира обязаны обеспечить им богатую праздную жизнь.
Но у тех девушек хотя бы длинные ноги в активе есть. А у наших чиновников? Право слово, смотреть не на что. Так что пусть не ждут от белорусов «тунеядских» денег. Все равно не дождутся. Не заработали.
Ирина Халип, специально для Сharter97.org