Голландский фермер поделился мнением о белорусском молочном животноводстве.
Фермер Ян Брэушма более 20 лет занимался разведением молочных пород КРС в Голландии, а в последние два года активно посещает белорусские сельхозпредприятия и консультирует животноводов. Он рассказал порталу AGRONEWS об особенностях аграрного бизнеса в Голландии и поделился своим мнением о белорусском сельском хозяйстве.
«Управлять фермой может один человек»
— Господин Брэушма, расскажите, пожалуйста, о себе и вашей ферме.
— Мое хозяйство занимает 120 гектаров, на ферме содержится 250 голов КРС и установлены четыре робота. Таких больших МТФ, как в Беларуси, у нас нет. Сейчас я передал дела своему сыну и больше занимаюсь консультированием.
Я впервые приехал Беларусь семь лет назад, тогда мне здесь очень понравились люди и белорусское гостеприимство. В последние два года я посетил много хозяйств в вашей стране, знакомился с сельхозпроизводителями, налаживал контакты с представителями Минсельхозпрода. Сейчас ищу белорусский проект, в котором смогу применить свои знания и опыт. Я готов выступить в качестве менеджера на сельхозпредприятии, консультанта, возможно — инвестора.
— Как изменилась работа на вашей ферме после установки роботов?
— Во-первых, работать стало намного проще. С помощью роботизированной техники Lely управлять фермой может один человек. Это важно, потому что в Голландии нанимать работников на ферму очень дорого. Сейчас фермой занимается мой сын, он нанимает помощника только на время своих отъездов.
Еще одно преимущество заключается в том, что коров можно доить чаще трех раз в день. Выросли надои: каждая корова дает более 10 тыс. литров молока в год. Однако есть и минус — после установки роботов увеличились затраты на электроэнергию.
— Куда вы поставляете молоко?
— Поскольку мы сами не производим продукты, все молоко отправляется на завод Campina — это одна из крупнейших молокоперерабатывающих компаний в Голландии. Сейчас мы сдаем сырье по цене 45 евроцентов за литр. Это очень хорошая цена: год назад мы получали за литр молока 30 евроцентов. Себестоимость молока, в зависимости от трат на корма, составляет 21-25 евроцентов.
Фермеры в Нидерландах сами выбирают, какому заводу они будут поставлять сырье. В этом отличие от Беларуси, где сельхозпроизводители обязаны отвозить молоко на конкретное молокоперабатывающее предприятие, в сырьевую зону которого они входят. Иногда это не очень выгодно.
Путь к большому молоку
— Давайте поговорим о наболевшем. В чем, по вашему мнению, главные проблемы белорусского животноводства?
— В первую очередь, у вас проблема с удоями. Если в Голландии в среднем получают 30-35 литров молока от коровы, то в Беларуси на некоторых фермах имеют по 8 литров. Да, есть хозяйства, которые надаивают по 25 литров в день, но это скорее исключение.
Также что в Беларуси слишком рано начали использовать роботов-дояров. Ваше животноводство еще не готово к таким технологиям, ведь белорусские коровы дают не так много молока. Я считаю, что Беларуси нужно развивать молочное животноводство еще 10-15 лет, чтобы прийти к использованию роботов. Сейчас такое оборудование на многих фермах простаивает. А ведь средства, потраченные на роботов, можно было бы пустить на покупку хороших систем доения.
Кроме того, многим белорусским сельхозпредприятиям не хватает хороших управленцев. Руководители консервативны и не всегда готовы прислушиваться к советам, перенимать мировой опыт. Во время посещения ферм меня не раз просили составить бизнес-план. В большинстве случаев я говорил, что тут нужен не бизнес-план, а пошаговая инструкция, что именно нужно делать: вовремя лечить коров, обеспечивать их необходимыми кормами, закупать качественную сперму быков. При хорошем питании и уходе большинство белорусских коров могут давать по 25 литров молока.
— На какие ошибки в кормлении коров вы обратили внимание во время посещения МТФ?
— Вы косите траву для корма скоту реже, чем голландцы, в результате она вырастает слишком высокой. Если травы косить раньше, в них будет больше протеина. В тех хозяйствах, где я был, на корм животным давали много люцерны, однако иногда использовалась слишком влажная трава. Ее нужно хорошо сушить перед тем, как давать коровам.
Также вы используете в кормах слишком много кукурузы. Я не могу оценить ее качество и питательность, поскольку не знаю всех тонкостей ее выращивания, например, сколько навоза вносили на поля. Однако это затратно. На своей ферме я вообще не использовал корма из этой культуры, также как многие другие фермеры — есть более дешевые альтернативы. Например, пивная дробина, которую делают из отходов пивоварения. Она дает много энергии и увеличивает производство молока. Также используем в кормах сою.
— Как вы оцениваете белорусскую породу коров – черно-пеструю?
— На выставке «Белагро» я обращал внимание на отличных коров. Но когда я посещал белорусские фермы несколько лет назад, я видел очень странных животных. У нас в Голландии такие были 40 лет назад: очень маленькие и толстые. Но на некоторых фермах, которые заботятся о правильном содержании и кормлении животных, занимаются селекционной работой, содержатся хорошие и продуктивные животные.
30-40 лет назад голландские фермеры также разводили черно-белых коров. Они давали около 4000 литров молока в год. Сегодня благодаря многолетнему улучшению породы мы выращиваем высоких и крепких коров, которые могут давать в день до 60-70 литров молока.
Для своей фермы я закупал сперму лучших американских и канадских быков у лидера рынка — голландской компании CRV. В том числе мы использовали материал от быка Sunny Boy (бык голштинской породы, который за время своей жизни произвел рекордное количество спермы — почти 2,2 млн доз. Его статуя в натуральную величину установлена в штаб-квартире CRV — прим. авт.). Сейчас порода наших коров настолько улучшилась, что мы имеем своих отличных быков-производителей, поэтому не закупаем материал в других странах.
Коврики, матрасы, маникюр
— Есть ли у вас проблемы с маститами? Как вы с ними справляетесь?
— Проблемы с маститами есть на любой ферме, из-за климата у нас выше вероятность их возникновения. Также на это влияет качество еды и подстилки коров. Своевременно выявлять больных животных нам помогает роботизированное оборудование, но мы и сами тщательно отслеживаем первые признаки болезней. С антибиотиками сложно, поскольку правительство страны не одобряет их использование. В сложных случаях ветеринар может назначить антибиотики для лечения коровы, однако затем ее молоко в течение трех недель нельзя сдавать на переработку.
— Какой вариант подстилки в стойлах вы предпочитаете?
— Лучший вариант — это песок, однако он может попадать в роботизированное оборудование. У нас в стойлах есть водяные матрасы — подушки с водой, на которых могут лежать коровы. Чтобы было чище, мы насыпаем на эти матрасы опилки.
—Какие порекомендуете способы профилактики болезней конечностей у коров?
— Мы используем резиновые коврики и часто делаем коровам «маникюр» — обрезку копыт. Также немаловажную роль играет и кормление — если плохое питание у животных, то и состояние здоровья в целом у них будет не лучшее.
— Господин Брэушма, последний вопрос. Пробовали ли вы белорусские молочные продукты, например, произведенный у нас голландский сыр?
— В России и Украине я неоднократно слышал мнение о том, что белорусские продукты очень хорошего качества. Когда я приехал сюда, то убедился в этом. Они хорошие, но не такие, как в Голландии. Это дело вкуса. Сегодня утром на завтрак я ел бутерброды с белорусским сыром, а вот мой друг, который женился на белоруске, всегда берет сыр с собой, когда летит в Беларусь из Голландии.