В регистре недвижимости – до недавнего времени самом полном списке адресов страны – около 14% объектов имеют «двойников» и даже «тройников». Это стало одной из основных проблем при создании реестра адресной информации.
В Беларуси насчитывается огромное количество капитальных строений с одинаковыми адресами, сообщает «Интерфакс-Запад» со ссылкой на начальник сектора геоинформационных технологий ГУП «Национальное кадастровое агентство» Анну Повилан.
Как писала БДГ ранее, в Беларуси создана автоматизированная информационная система реестра адресов государственного земельного кадастра Республики Беларусь (АИС РА). Сейчас в базу данных загружено уже более 2 млн адресов, но реестр постоянно пополняется.
Что касается дублирующихся адресов, то речь, в частности, идет о промышленных предприятиях. Зачастую огромные заводы с десятками цехов, сооружений, складов и т. д. имеют один адрес – который, как правило, присвоен зданию администрации. Все остальные строения расположены по тому же адресу.
«Эта проблема досталась нам еще с советских времен. Тогда на это никто не обращал внимания, зато сегодня возникают определенные сложности. Например, при сдаче в аренду нескольких капитальных строений разным арендаторам, несколько юридических лиц будут иметь один и тот же адрес», – отметила А.Повилан.
Существует проблема дублирующихся адресов и, например, в садоводческих товариществах. Нередко в них вообще отсутствовала нумерация строений. В результате на несколько десятков домов был один адрес, допустим, Минская область, Логойский район, СТ «Колобок». И все. У экстренных служб – «Скорой помощи» или милиции – периодически возникали проблемы с определением конкретного дома.
Инвентаризаторы ГКИ стараются решать проблемы и проводят работы по упорядочиванию адресов. Однако появляются новые.
«Не так давно Мясотский сельский совет прислал решение о присвоении трем разным объектам одинаковых адресов. Впрочем, решение все равно незаконное – адресацией с 2007 года занимается Госкомимущество», – отметила А. Повилан.
Часто дублирующиеся адреса – следствие неразворотливости чиновников.
«Отсутствие наименований у элементов улично-дорожной сети – также не уникальный случай. По закону об административно-территориальном делении, решение подобных вопросов находится в ведении местных органов власти. Но на деле существуют серьезные вопросы. Например, в Витебске в черту города включено 5 садовых товариществ. А улицам до сих пор наименования не присвоены! Значит, у капитальных строений будут одинаковые адреса», – рассказала собеседница.
По ее словам, при изменении административно-территориального деления – например, когда сельский населенный пункт полностью включается в город – местные органы власти должны озаботиться наименованием элементов дорожно-уличной сети (улиц, переулков и т. д.) а также заказать услуги по переадресации недвижимости.
«Ни разу за годы существования республики Беларусь местные органы власти подобной услуги не заказывали! Так что юридически адреса у людей не менялись», – подчеркнула А. Повилан.
«Если в экономическое обоснование по изменению административно-территориального устройства закладываются затраты на таблички для дома, еще что-то – почему не вкладываются затраты на изменение адресов? Ведь адреса меняются не по вине или решению граждан или юридических лиц – почему они должны за это платить? Работы по переадресации должны быть заказаны местными органами власти», – считает она.
А. Повилан отметила, что в результате подобных действий в реестре адресов может оказаться недостоверная информация, что аукнется людям.
«Например, сделает банк запрос по уточнению адреса кредитополучателя. А такого адреса у нас нет! Кто-то не получит кредит», – говорит собеседница.
Она напомнила о том, что в законодательстве содержится требование о своевременном наименовании элементов улично-дорожной сети.
«Как только появляются улицы, их надо называть и регистрировать названия. За неисполнение предусмотрена административная ответственность», – добавила А. Повилан.
Кроме того, по словам А. Повилан, в ряде населенных пунктов существуют серьезные проблемы с территориальной организацией. Как правило, речь идет об отсутствии улиц и переулков. Вместо них – огромные жилые массивы.
Например, в Заславле огромная территория называется «1 микрорайон». Нет, фактически улицы там есть, но они все… без названия.
«В таких условиях нормально проводить нумерацию домов невозможно. Адреса присваиваются по мере застройки микрорайона, а строительство идет в разных его концах. Вот и получается, что номера домов идут вразброс. Подобная ситуация сложилась и в Ошмянах, где есть «квартал Строителей»: с домом № 10 может соседствовать дом № 35.