Индекс здоровья российской банковской системы продолжает снижаться из-за стагнации экономики и накопленного груза «плохих» активов.
В предбанкротном состоянии находится каждая десятая кредитная организация РФ, имеющая лицензию ЦБ. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» в очередном обзоре банковского сектора, пишет finanz.ru.
На 1 апреля каждый четвертый российский банк не генерировал прибыль, 162 банка испытали значительный отток (более 15%) средств корпоративных клиентов. 136 банков теряют деньги физических лиц.
В кандидатах «на вылет» с рынка в ближайшие 12 месяцев числятся 46 банков из 430, подсчитали в агентстве. Их бизнес-модель является «нежизнеспособной» - она не обеспечивает генерацию капитала, которая могла бы компенсировать потери от реализации всех рисков.
«Значительная часть таких банков зависима от вливаний в капитал со стороны собственников, интерес которых к поддержке своего банковского бизнеса может ослабевать на фоне его низкой окупаемости», - констатирует «Эксперт РА».
Новая волна отзыва лицензий затронет в том числе и относительно крупные и средние по размеру банки: из топ-100 прекратят свою деятельность 10 кредитных организаций, сказал РБК управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов.
Системно значимые банки из топ-20 «метла ЦБ» пощадит: даже в критической ситуации, вроде той, в которой оказались «Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк, государству дешевле напечатать несколько триллионов рублей для их спасения, чем расплачиваться с владельцами вкладов и пожинать плоды цепной реакции дефолтов на межбанковском рынке.
С 2013 года, когда стартовала расчистка банковского сектора, ЦБ влил в банковскую систему 80 млрд долларов, или 5,2 триллиона рублей, оценивало ранее международное рейтинговое агентство Fitch.
Почти 30 млрд долларов, или около 2 триллионов рублей, пришлось потратить на выплаты возмещения через Агентство по страхованию вкладов, финансирование которого почти целиком легло на «печатный станок» ЦБ.
Еще около 20 млрд долларов ЦБ выделил банкам в качестве кредитов на санацию и докапитализацию других проблемных банков. Часть этих денег «сгорела» без следа.
Еще 30 млрд долларов пришлось потратить на санацию через Фонд консолидации банковского сектора.