США будут убеждать Евросоюз ввести против режима Лукашенко экономические санкции.
В Вашингтоне уверены, что диктатор и люди из его окружения зарабатывают огромные деньги на сделках нефтеперерабатывающих компаний.
Об этом в эксклюзивном интервью «Радыё Свабода» заявил сенатор Джо Либерман, который сегодня прибыл в Вильнюс в составе делегации США, чтобы обсудить ситуацию в Беларуси после 19 декабря.
- Сенатор, через несколько часов вы в составе делегации США вылетаете в Европу, на мюнхенскую конференцию безопасности. Но первая остановка - Вильнюс. Какова цель визита?
- Уже много лет сенатор Джон Маккейн и я возглавляли делегацию на Конференции по делам безопасности в Мюнхене и всегда останавливались еще где-нибудь, чтобы узнать что-то «из первых уст» и, возможно, внести конструктивные изменения. Мы захотели побывать сейчас в Вильнюсе, чтобы обсудить ситуацию в Беларуси. Мы встретимся со студентами ЕГУ, с представителями политической оппозиции и гражданского общества и с руководством Литвы. Мы хотим услышать напрямую от белорусов в Вильнюсе о ситуации в стране после 19 декабря. Честно говоря, мы хотим сказать белорусскому народу через представителей оппозиции - мы с вами. Мы с вами ради свободы. Не теряйте надежды.
- В статье, которую Вы написали вместе с председателем сенатского Комитета международных связей Джоном Керри для The Washington Post, вы говорите о необходимости нового подхода в отношениях с автократичной Беларусью. Что это за новый подход?
- Я и сенатор Керри делаем вывод, который нельзя не сделать, а именно: стратегия вовлечения Беларуси в общеевропейские процессы, которой придерживались Евросоюз и Соединенные Штаты в течение двух последних лет, потерпела поражение. Она потерпела тяжелое поражение, как теперь видно по тому, что делает Лукашенко. Во-первых, сейчас Евросоюз и США должны дать Лукашенко ясно понять, что его автократичное управление неприемлемо. Во-вторых, мы должны сделать все возможное, включая введением адресных экономических санкций против Лукашенко и его окружения, чтобы изменить их поведение. И еще мы должны увеличить нашу материальную и техническую поддержку белорусской оппозиции и гражданского общества в Беларуси. В этом смысле меня радует, что в понедельник (31 января - РС) Евросоюз и США начали осуществлять эту новую политику в отношении Беларуси, когда они заявили об усилении наших санкций против режима Лукашенко и увеличении помощи демократического общества в Беларуси.
- Вы с сенатором Керри призвали Евросоюз пойти за США и заблокировать торговлю с белорусскими нефтяными и нефтеперерабатывающими компаниями. Евросоюз ввел визовый запрет, но воздержался от экономических санкций. Это вызвало большое разочарование среди белорусской оппозиции. Некоторые чувствовали себя преданными. Вы встретитесь со многими европейскими лидерами в Мюнхене. Будете ли Вы поднимать этот вопрос в беседах с ними?
- Да, это, безусловно, один из вопросов, которые и я, и мои коллеги из Конгресса США будут поднимать перед коллегами из Евросоюза. Я был доволен, что Евросоюз ввел визовый запрет в отношении официальных лиц Беларуси. Не скажу, что я был удивлен, скорее разочарован отсутствием экономических санкций в их решении. Я буду их убеждать, чтобы они изменили свою точку зрения. Ведь Лукашенко и люди из его окружения зарабатывают огромные деньги на сделках нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний, которые, как надеюсь, все же подпадут под санкции. Эти деньги поддерживают диктаторский режим на плаву. Мы считаем, что нужно добраться до этих денег и сделать более тяжелым для Лукашенко обогащение за счет белорусского народа.
- На этой неделе президент России Дмитрий Медведев и министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнуто критиковали репрессии в Беларуси, но также осудили западные санкции против Лукашенко. Многие в Беларуси не доверяют России в силу ее поддержки режима Лукашенко в прошлом. Они также считают политику Кремля в отношении Беларуси империалистической и угрожающей ее независимости? Или вы видите в Беларуси другую роль России?
- Во-первых, я полностью понимаю и соглашаюсь с людьми в Беларуси, которые не доверяют Москве в силу ее поддержки режима Лукашенко в прошлом и в силу ее агрессивной пропаганды за рубежом. Мы знаем, что стратегией Лукашенко является игра на противоречиях Запада и России. Я думаю, что ни Москва, ни Вашингтон, ни Брюссель не хотят, чтобы это постоянно сходило ему с рук. Я надеюсь, что эти три центра политической власти - США, ЕС и Россия - смогут найти лучший совместный подход к Лукашенко. Но, в конечном итоге, и я убежден, что правительство США думает также - будущее Беларуси должно быть решено только белорусским народом в честном и свободном демократическом процессе.
- Нынешний революционный кризиc на Ближнем Востоке навел некоторых в Беларуси на мысль, что США теперь забудут о событиях в Минске. У одних это вызывает обеспокоенность, у других, наоборот, радость. По-вашему, останется ли Беларусь в поле зрения Вашингтона?
- Да, безусловно. Здесь на кон поставлены наши ценности. Соединенные Штаты родились в 1776 году не благодаря своим географическим границам, а благодаря нашим ценностям, благодаря Декларации независимости. Сам факт, что я и сенатор Маккейн едем в Вильнюс во главе большой делегации от двух партий, свидетельствует о том, что мы не выпускаем Беларусь из-под своего внимания, и мы не забудем о белорусском народе. Мы знаем имена героев борьбы за свободу, и мы знаем имена опричников этого народа. Мы о них тоже не забудем.
- Вы заявили в прошлом месяце, что больше не будете баллотироваться на выборах в Сенат. Какой урок из своего многолетнего политической жизни вы сейчас могли бы вспомнить для тех людей в Беларуси, кто много лет борется за демократию, но еще не испытал вкус победы?
- Я оставляю Сенат, но я не иду полностью в отставку. Я надеюсь, что пока я буду жить, я буду поддерживать таких людей, как оппозиция в Беларуси, которая борется за свободу. Говоря об уроках, я вспомнил бы, что сказал Черчилль: никогда, никогда, никогда не сдавайтесь! Колесница истории всегда выбирает путь, ведущий к свободе. Иногда это требует длительного времени, но вы не сдавайтесь, не теряйте надежду. Народ Соединенных Штатов с вами. И мы останемся с вами, пока белорусский народ не достигнет подлинной свободы.