Бывший начальник минского СИЗО №1 Олег Алкаев призвал власти прекратить произвол в отношении лидеров оппозиции.
В интервью Deutsche Welle Алкаев заявил, что этому может способствовать публикация компромата на чиновников.
Автор книги "Расстрельная команда", бывший начальник минского следственного изолятора, в котором приводятся в исполнение смертные приговоры, Олег Алкаев в обращениях в газету администрации президента и к председателю КГБ Вадиму Беларуси Зайцеву призывает власти прекратить или направить в законное русло так называемое уголовное дело "о массовых беспорядках" в день выборов президента Беларуси. По мнению Алкаева, пока власти заняты уничтожением своих политических оппонентов, в стране процветает коррупция.
Deutsche Welle: Почему вы решились опубликовать в своем блоге в "Живом журнале" материалы, в которых бывший госсекретарь Совета безопасности, а ныне помощник президента Беларуси по особым поручениям Виктор Шейман представлен как коррупционер?
Олег Алкаев: Когда я прочел материалы телефонных переговоров - прослушки оппозиционных лидеров и оппозиции в целом, я понял, что оперативные службы зашли слишком далеко и действуют запрещенными приемами.
Свидетелям не разрешают говорить, с адвокатов берут подписки о неразглашении тайны следствия, а в газетах публикуют то, что ничем не доказано и юридически не оформлено. Это низкопробный сорт работы. Целью моей публикации в блоге было прекратить этот оскорбительный поток в адрес оппозиции.
- Чем вы можете подтвердить достоверность публикуемых вами документов?
- Самым лучшим доказательством всегда бывает обращение в суд людей, которые считают себя оклеветанными или оскорбленными. От меня многие требуют предъявить документы - бумаги с печатью. Пожалуйста, в администрации президента все это лежит. Пусть идут и читают.
Если что-то не соответствует, я готов предстать перед судом. В этом деле я человек опытный, и прекрасно знаю, какие последствия это может вызвать. Но раз я на это пошел, я уверен, что эти бумаги подлинные.
- Откуда в вашем распоряжении оказались распечатки телефонных разговоров высшего руководства Беларуси?
- Позвольте не отвечать на этот вопрос. Слишком длинная цепочка передачи документов, могут пострадать люди. Я ведь не директор архива КГБ, информация приходит из разных источников, многое подлежит проверке, но то, что нужно, меня находит.
- Какое ведомство вело записи опубликованных вами телефонных переговоров?
- Проводило прослушивание МВД Беларуси в рамках уголовного дела о коррупции. Кстати, через две недели после сделанной записи разговора подозреваемый по этому делу был арестован.
- Почему Лукашенко не отреагировал на докладную записку об этом бывшего министра МВД Владимира Наумова?
- Об этом надо спросить главу государства. Виктор Шейман входит в реестр госслужащих, подотчетных президенту. Я и хочу с помощью публикаций заинтересовать читателей, почему люди такого ранга не отвечают за свои поступки.
- Опубликованные вами распечатки датируются 2008 годом. Есть ли у вас более поздние свидетельства коррупции приближенных к верхушке белоруской власти?
- У меня документов достаточно много. Например, по делу Светланы Байковой о коррупции на границе, которая выводит на официальный Минск. И если мы не уделим внимания верхушке этой пирамиды, основу мы не разрушим.
- А если власти сделают вид, что ничего не произошло, как будто бы и не было публикаций компромата?
- Они в свое время не отреагировали на мою книгу "Расстрельная команда". Эту книгу отправляли по почте Генеральному прокурору Беларуси персонально, и не один раз. А он делает вид, что ничего не случилось.
Я хочу разбудить сознание людей, в том числе в структурах власти, и дать им понять, что коррупционные схемы известны и позже нельзя будет сказать, что мы ничего не знали, не видели и не понимали. Председатель КГБ Беларуси, которому я тоже отправлял эти материалы, конечно, следит за событиями.
- В своем блоге вы сообщили, что из вашего журнала был удален пост с распечатками переговоров высшего чиновника вместе со всеми комментариями.
- Может, я и сам виноват, потому что не очень хорошо разбираюсь в компьютерах. Но специалисты мне объяснили, что если кто-то попадет в мой компьютер, он также может удалить текст. Я просто выставил его еще раз, а дальше посмотрим.
- Была ли уже какая-то реакция читателей на этот компромат?
- Моя задача - "взломать" мозги тех, кто до сих пор не знает, в каком государстве живет. Я им всем очень благодарен. Ведь ко мне пришло за последние двое суток около 500 писем, не считая комментариев. Отреагировали и "тролли" - это "люди в погонах", они себя обозначили в комментариях.
- А что власти?
- Мне кажется, разумные люди все же нашлись, и оскорбительные публикации в адрес оппозиции в газете "Советская Белоруссия" прекратились.