Как относятся к бегству Алеся Михалевича другие фигуранты дела о событиях 19-го декабря, отпущенные под подписку о невыезде? Изменился ли режим в отношении них?
После освобождения из СИЗО КГБ редактор сайта charter97.org Наталья Радина должна находиться в Кобрине под подпиской о невыезде. Журналистку обвиняют в организации так называемых массовых беспорядков 19 декабря в Минске и участии в них. Она говорит, что понимает поступок Алеся Михалевича:
«Я могу понять Алеся Михалевича, если правда, что его жизни угрожает опасность. И на самом деле после тех громких заявлений, которые он сделал, в это можно поверить. Поэтому мне понятны его действия, я не могу его осуждать. Есть отдельные жизни отдельных людей, и если им угрожает опасность, то их поступки можно понять. А как это отразится на нас? По закону никак не должно отразиться, потому что мы условия подписки не нарушали. Упрятать нас в тюрьму только потому, что убежал Алесь Михалевич - не думаю, что власти пойдут на это. Поэтому не надо впадать в истерику», - сказала редактор сайта charter97.org в интервью «Радыё Свабода».
Наталья Радина напомнила, что не имеет права покидать Кобрин, делать оценочные высказывания, писать статьи от своего имени как журналистка. Свое пребывание в Кобрине она называет «ссылкой». В связи с побегом Михалевича ее режим пока никак не поменялся.
«Пока никаких действий не было предпринято. Я так понимаю, что сейчас спецслужбы обдумывают, как поступить в этой ситуации».
Один из организаторов кампании «Говори правду» Сергей Возняк, обвиняемый по делу о так называемых массовых беспорядках, отбыл в «американке» 41 день. В конце января его выпустили под подписку о невыезде. Политик не имеет права выезжать за пределы Беларуси, а по стране может передвигаться только с разрешения руководителя следственной группы.
Сергей Возняк говорит, что никогда не сделал бы так, как Алесь Михалевич, потому что не считает себя ни в чем виновным и не боится суда. Но прежде всего - чтобы не навредить другим. Возняк не одобряет поступок Михалевича:
«Человек, который находится под подпиской о невыезде, должен думать не только о себе, но и о тех людях, которые сейчас находятся в следственном изоляторе. Я уже не думаю, что нас обратно вернут. Но я беспокоюсь, что у тех, кто там находится, были шансы выйти под подписку о невыезде, и эти шансы сейчас уменьшились».
Сегодня Сергей Возняк принимал участие в очередных следственных действиях в КГБ. Он говорит, что не почувствовал каких-то изменений в отношении себя: все было корректно и спокойно.
Кандидат в президенты Виталий Рымашевский, который также после освобождения из СИЗО КГБ находится под подпиской о невыезде, дважды с разрешения следователя покидал Минск. Он говорит, что пока не почувствовал каких-то изменений своего режима:
«Что будет дальше, прогнозировать сложно. В принципе, бегство Михалевича может повлиять. Но я не думаю, что это будет сейчас. Ну, а что касается поступка Михалевича, то я его полностью понимаю. После его заявления это поведение довольно логично. Я думаю, он принял это решение, поэтому он счел для себя это наилучшим. Увеличилась ли угроза того, что нам могут изменить меру пресечения в связи с тем, что Алесь уехал? Да, увеличилось. Волнуюсь ли я по этому поводу? Не волнуюсь».
Партия БНФ продолжает кампанию по сбору поручительства за освобождение политзаключенных из СИЗО КГБ. Поручительства будут передаваться в суды. По словам инициаторов, поручительства за Алеся Михалевича подписывали Александр Милинкевич, Григорий Костусев и другие известные личности.
Правозащитник Валентин Стефанович отмечает, что из-за бегства Михалевича поручители не пострадают, так как его мера пресечения не была связана с поручительством:
«То есть это не поручительство, а подписка о невыезде. Это другой вид меры пресечения. Прокуратура писала, что они учли обращения граждан, но они выбрали другую меру пресечения - подписку о невыезде. Если бы ему избрали меру пресечения - личные поручительства, тогда были бы задействованы механизмы, которые здесь предусмотрены. Те, кто за него поручался, платили бы штраф. А так эта подписка о невыезде никак не отразится на тех, кто подписывался».