Сильная и процветающая Беларусь стоит в очередях. За сахаром, за подсолнечным маслом, но прежде всего — за валютой.
Под косым дождем и пронизывающим ветром корреспондент Naviny.by 8 апреля с 13.30 до 18.30 провел второй за последние десять дней мониторинг ситуации в столичных обменных пунктах. Итог неутешительный — стало еще хуже.
Валюты сдают меньше, очереди в «знакомых» обменниках стали в два раза больше, а там, где их не было — они появились. Прибавилось милиции в форме, особенно на вокзале. Трутся неизвестные с характерными лицами, но ничего не предлагают. Форма одежды и выражение лица у валютчика и оперативника примерно одинаковые. Первый обычно предлагает свои услуги, второй ждет, когда к нему обратятся, а это при неблагоприятном стечении обстоятельств чревато для просителя статьей за незаконные валютные операции.
Инвалютный кризис состроил в этот день гримасу и автору этих строк. В одном месте его едва не побили, посчитав, что он вне очереди пытается купить только что сданную валюту. И нигде он так и не смог удовлетворить служебную потребность: купить скромные гривны для скорой командировки на чернобыльские мероприятия в Украину.
Немой укор
Обменный пункт «Франсабанка» у магазина «Океан». В тесном прямоугольнике 12 человек: шесть вдоль правой стенки, шесть вдоль левой. Гробовая тишина. Во время предыдущего мониторинга здесь не было никого, а эффективным лекарством от очереди была табличка «Долларов, евро нет». Теперь это уже не помогает, больной расхворался капитально.
Отделение «БПС-Банка» возле магазина «Кристалл» Четыре человека молча подпирают подоконник, с надеждой смотрят на всякого входящего.
Тот же банк на бульваре Мулявина. Милиционер и секьюрити в штатском буравят взглядом каждого нового посетителя. «Гривна есть?» — спрашиваю у консультанта. «Нет и не было».
Семейный подряд
Обменник «Белинвестбанка» в ЦУМе. Шесть человек справа от окна, двое мужчин и пожилая дама слева. «Молодой человек, вы что-то сдаете?» — обращается ко мне один, на вид валютчик. «У вас есть что предложить?» В ответ молчание. Или не валютчик, или маскируется. В это время кассир отпускает 100 долларов, но ребятам надо еще. Девушка справа у окна связывается с кем-то по телефону. Выясняется, что «бабушке» (вышеназванной пожилой даме) стоять уже не надо, так как дедушка в другом обменном пункте уже все вопросы решил.
Очереди у двух обменников «Беларусбанка» на нижнем этаже ж/д вокзала по сравнению с предыдущим мониторингом выросли почти вдвое: с 8 до 15 человек каждая. Интересуюсь у головы очереди: «Не знаете, гривны есть?» — «Точно нет, только латы». Щуплая дама «кавказской национальности» в платке жалуется: «Я тут с восьми утра стою (было уже пять вечера. — Авт.) и только две тысячи российских купила». Подходит муж, размышляют вслух, что делать. «Может, тебя отпустить пообедать?» — предлагает жена.
На верхнем этаже вокзала такая же безнадега. Парень подходит к двери обменника «Минского транзитного банка». Народ интересуется: «Вы сдавать?» — «Да». — «Милости просим». Парень возвращается через пять секунд: «Не хотят менять доллары... на «россию». Народ грустно вздыхает. Прошу у народа разрешения зайти спросить. «У нас спрашивайте, мы лучше знаем». — «Гривна есть?» — «Вы что? Все забирают».
«Мы не продаем валюту с сегодняшнего дня»
Комаровка — место для валюты притягательное. Но не в эти окаянные дни. Обменник «Белгазпромбанка» в разгар торговли оказался закрыт. На самом деле кассир вышла по своим делам, но от ее возвращения легче не стало. «Есть что-нибудь?» — «Мы не продаем валюту с сегодняшнего дня» — металлическим голосом молвит она. Курсы покупки и продажи трех валют идентичные: доллар — 3116, евро — 4495, российский рубль — 111. «Вилка» только на гривне — 383-410. Но гривна сейчас — это тоже твердая валюта, так что и здесь «затариться» перед командировкой не посчастливилось.
У обменника «Белинвестбанка» в Доме мебели тихо. Курсы есть, валюты нет. Кассир увлекся разговором по мобильному. Рядом два мужика столь же увлеченно обсуждают пошлины на автомобили и маркетинговую политику российских покупателей. Пойми их, кто они, все равно моих гривен нет. Ничего нет…
Внеочередникам — побивание рублями
Человек семь рассредоточилось возле касс филиала «БПС-Банка» в ТД «Импульс». У самих окошек никого. За порядком следят двое мужчин с лицами хозяев жизни. Один теребит перехваченную резинкой толстую пачку рублей. Местные торговцы, даже стульчик принесли, чтобы легче переносились тяготы и лишения бесконечного ожидания.
Подхожу к окошку: «Гривны есть?» — «Сто». Радость-то какая! Достаю кошелек — мужики подскакивают мгновенно. Из глаз гром и молнии: «Здесь у нас очередь!» — «Спокойно. Гривны». — «Гривны?» — недоверчиво спрашивают мужики и медленно отходят на стартовые позиции. Выясняется, что в кассе не гривны, а евро — парень по ту сторону стекла плохо расслышал. Выгодное местоположение дает мне возможность купить эти 100 евро (для командировки тоже сгодится, даже еще лучше), но остатки совести не позволяют разбить чьи-то надежды. «Вчера мы вот так пока разбирались, пришел клиент и купил без очереди 120 евро», — доверительно рассказал один из торговцев, уже сев на стул. В это время кто-то сдает 5000 российских рублей. Мужик сразу мобильный к уху: «Лена, «россию» берем? Понятно». Ответ с той стороны беспроводной сети ясен. Параллельно еще одна очередница выкупает 38 долларов.
Кто рано встает, тому с валютой везет
В день этого мониторинга группа сотрудников редакции «Белорусских новостей» решила вскладчину купить через интернет… ну, назовем это товаром народного потребления. Встретить курьера было поручено мне. Курьером оказалась реальная топ-модель на шикарной «Мазде». Пока шли к офису, разговорились о делах. «Почем, — спрашиваю, — у вас пересчет доллара?» — «В интернет-магазинах по-разному, кто по 3400, кто по 3700». — «А у вас как, с валютой тоже проблемы?» — «А мы с валютой. Сегодня были в «Короне», заняли очередь в шесть утра и после часа дня ушли. Две тысячи долларов купили. Туда иностранцы приезжают, вот они и сдают».
***
«Черному» рынку наличной валюты, практически отмершему за ненадобностью в первой половине 2000-х годов, далеко до прежних оборотов, но признаки жизни он подает заметные, правда, на периферии внимания правоохранителей. Внушающий доверие коллега из дружественного издания сообщил, что в районе станции метро «Пушкинская» доллар котируется по 3500 (покупка) — 4200 (продажа). Сохранивший старые связи знакомый экс-валютчик, уехавший на периферию торговать музыкой-фильмами, назвал «рабочие» котировки 3400-3800.
Набирает обороты народная валютная дипломатия. Простые, скажем так, граждане продают друг другу доллары за 3200-3500 — кто как договорится.
Есть еще один вариант: попытаться продать белорусские рубли в ближнем (в прямом смысле) зарубежье. На помощь могут прийти прибалтийские банки. Но, во-первых, это расходы (проезд + виза, если нет долгосрочной), а во-вторых, курс. В более выгодном положении будут те, кто желает за границей сдать валюту и получить белрубли, но сумма должна быть крупной, чтобы покрыть хотя бы транспортные затраты. В случае с Вильнюсом разница между курсами здесь и там компенсирует проезд при сумме от 400 до 600 долларов. Но можно и в глубокий минус уйти.
Возьмем известный в определенных кругах круглосуточный обменник у вильнюсского ж/д вокзала и курсы на вечер 8 апреля. За 100 тыс. белорусских рублей дают 67,22 лита. Курс продажи доллара 2,4 лита. Таким образом, за наши 100 тыс. (без учета комиссии) можно купить 28 долларов и виртуальные 0,8 цента, следовательно, курс равен 3570 белорусских рублей за доллар. Если мы хотим за доллары купить рубли, то получается: за 10 долларов получаем 23,72 лита. 100 тыс. рублей стоят 72,88 лита. Значит, за зеленую десятку дадут 32 550 рублей. Прямой пересчет несколько выгоднее: 3320-3550 рублей за доллар (за евро — 4840-5150).
Латвийский банк Rietumu проводит операции с безналичными белорусскими рублями по курсам 3750-4450 (доллар) и 5240-6333 (евро).
А вот котировки литовского отделения шведского банка SEB как будто сигнализирует: не занимайте нас своими рублями. Доллар (в пересчете) купят у вас по 2831 и продадут по 5530 рублей, евро — соответственно по 4150 и 7867. В латвийском филиале тоже жестко: 2980-6847 (доллар) и 4315-9799 (евро).
Вот такая вилка. Или вилы. На которые очень многие хотели бы сейчас подцепить хоть пару конвертируемых купюр и приглушить чувство валютного голода.