Международный комитет по расследованию пыток в Беларуси подготовил третий промежуточный отчет о применении пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения в отношении женщин.
В докладе рассматривается период с августа 2020 года по февраль 2021-го. Во время подготовки документа были проинтервьюированы 143 женщины, пострадавшие от пыток и иных действий силовиков (ОМОН, МВД, сотрудники пенитенциарных учреждений и др.). Также в основе отчета – информация из открытых источников, данных, полученных от партнеров, свидетелей нарушений прав человека, а также во время мониторинга мирных собраний.
Основные выводы:
Основная эскалация пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения со стороны силовых органов происходила 9−13 августа 2020 года по всей Беларуси. Насилие против мирных демонстрантов продолжилось властями до конца 2020 года и в январе 2021 года.
Физические пытки в отношении женщин 9−13 августа имели меньший охват, чем в отношении мужчин, однако и процент женщин, задержанных на акциях в эти дни, значительно меньше.
К женщинам применяли прямое насилие, различные формы бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения.
Медицинская помощь женщинам не предоставлялась или предоставлялась в единичных случаях.
Доставление в пенитенциарные учреждения и условия содержания в них не соответствуют международным стандартам и национальному законодательству и представляют пытки, жестокое, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение.
На жалобы, поданные в органы прокуратуры на условия содержания, государство не реагирует и продолжает целенаправленную практику создания жестоких, бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство условий содержания женщин в местах несвободы.
Ни одного уголовного дела по заявлениям о пытках так и не было возбуждено.
Цитаты
"Несколько женщин свидетельствуют, что прятались от силовиков в кустах на пересечении ул. Тимирязева и ул. Кальварийской и пытались попасть домой, а в это время силовики без разбора по кустам стреляли резиновыми пулями. После этого началась зачистка, все побежали по мосту, а в спину им стреляли силовики".
"Большую агрессию вызывали женщины, оказывающие медицинскую помощь протестующим и обозначавшие себя или автотранспорт красным крестом. Задерживая машины с обозначением красного креста, людей обвиняли в помощи протестующим, что служило дополнительным стимулом к агрессии и унижениям. Из рассказов потерпевших: "Как только они увидели кресты на машине, у них как будто был какой-то экстаз, такое воодушевление: "О, медики!" Ну они прямо стали так вскрикивать радостно — "На выход!", "Вы животные, скотины, мрази".
"Некоторых женщин избивали в автозаках. Дополнительную агрессию вызывали женщины – гражданки других стран. Так, при доставлении гражданки Литовской Республики в РУВД сотрудник ОМОН сказал: "А! Ты ж литовка. А в Литве феминизм. Ну, значит, будешь огребать, как все" и раза четыре ударил в область плеч и головы, и так повторялось несколько раз".
"Всем запрещали поднимать глаза и смотреть на тех, кто избивал задержанных. Те женщины, которые находились в камерах РУВД, вынуждены были мочиться либо прямо на пол, либо по очереди в пластиковую бутылку".
«Потерпевшая Н., 60 лет. 8 ноября по окончании шествия в районе улицы Немига остановились два буса, из него выскочили сотрудники ОМОН и стали хватать людей. На тротуаре стояла женщина с иконой и плакатом «Бог все видит». Они вырвали икону, плакат, бросили их на землю, женщину ударили. В автозаке на 2-й ступеньке лежал бело-красно-белый флаг, заставляли на него наступать. В автозаке один из сотрудников ОМОН оскорблял ее, замахивался дубинкой. Потом ее и других женщин перевели в другой автозак, где поместили в «стакан» с решеткой. Он был рассчитан на три человека, их туда загнали вдевятером. Далее в отношении них дважды применялся перцовый газ. Задержанные кашляли и задыхались».