Владимир Некляев, приговоренный 20 мая к 2 годам лишения свободы с отсрочкой на 2 года, в понедельник дал первую пресс-конференцию, на которой рассказал о пребывании в тюрьме КГБ, о дальнейшей судьбе кампании "Говори правду!", а также о своих планах на будущее.
Отвечая на вопрос журналистов о его пребывании в тюрьме КГБ, Некляев сказал: "По-разному было. Поначалу казалось, что нас просто расстреляют. Это я без преувеличений говорю. Просто был психоз какой-то у всех. Было видно, как КГБшников на самом верху накачивают. Паника была у всех. Нас чуть ли не за шиворот таскали на эти допросы. В устной форме нам инкриминировали 57-ю статью, за которую 25 лет в закрытом суде без адвокатов дают.
Изначально меня обвиняли в связях с Россией, с российскими спецслужбами и политическим руководством. А я просто сидел и смотрел на них, не понимая, нормальные это люди или нет. Мне предъявляли обвинения, суть которых состояла в том, что кампанией «Говори правду» руководило чуть ли не Главное разведывательное управление, а куратором был премьер-министр Путин. Я просто глаза таращил.
Но потом, когда Россия перекрыла нефтяной кран, когда возникла угроза остановки НПЗ, и Россия перестала быть вражеским государством, и я перестал быть российским шпионом. В конце концов, нашли у меня какие-то корни в Польше и привязали к ней. У нас же со всех сторон враги".
Касаясь планов на будущее, поэт и политик заявил, что продолжит политическую деятельность.
"Оставить политику, оставить поддержавших меня белорусов - значит предать. Это - первое. А второе - мы должны построить при нашей жизни новую Беларусь. Та система, которая сегодня называется РБ, абсолютно себя изжила, она стеной стоит на пути движения вперед, нужно эту стену проломить", - заявил В.Некляев в понедельник.
Он признал, что в своих решениях чувствует себя "заложником тех или иных поступков, действий, решений". "Я признаюсь, честно, я не ожидал, что белорусы окажут мне такую поддержку - рациональные белорусы", - сказал он. "Я не имею права сказать "извините, я сделал, все что мог", - добавил он.
"Я убежден в одном - "Площадь" подтолкнула нас всех. Тут нет мелочей - все важно. Все, что есть в обществе - это человек", - добавил он.
По словам Некляева, у кампании "Говори правду" есть хорошие перспективы трансформации в политическую партию, однако проект создания политической партии из кампании "Говори правду" остался в КГБ. "Может быть, они там создадут?", - сказал В.Некляев в ходе пресс-конференции.
Что касается парламентских выборов, то участие или неучастие в них В.Некляева зависит от освобождения политзаключенных.
Однако, несмотря на все произошедшее, Некляев предлагает диалог белорусским властям, предлагая им все взвесить и решить, как можно выйти из сложившейся ситуации.
"Я готов к любому развитию событий, но переходить дорогу на красный свет я не буду. Если за это буду задержан - не верьте", - сказал В.Некляев, ранее приговоренный белорусским судом к двум годам лишения свободы с отсрочкой наказания.
На конференции Владимир Некляев подчеркнул, что он намерен обжаловать приговор, а также выяснить, кто стоит за нападением на него 19 декабря и кто спровоцировал изменение сценария Площади.
Некляев рассказал также о предполагаемом сценарии развития событий 19 декабря.
"Первое - провести на "Площади" Всебелорусский народный сход (всебелорусское народное собрание), на который меня не пустили. На нем создать БНР - "Беларускi народны Рух" (Белорусское народное Движение). Создать местные органы. Потом принять резолюцию народного собрания", - рассказал В.Некляев.
Он признал, что "план движения на площадь Независимости существовал - планировалось передать эту резолюцию в приемную премьер-министра Сергея Сидорского, а тот должен был поступать согласно своим представлениям о будущем страны".
"Мы понимали, что этого не произойдет, но и не ожидали брутального развития событий", - сказал он.
Политик также сообщил, что кампания "Говори правду" намерена реализовать проект "100 вопросов правительству". "Почему не президенту? Потому что он уже имеет ответы на все вопросы", - подчеркнул Владимир Некляев.
По его мнению, Россия будет искать партнера в белорусской номенклатуре, который вошел бы в белорусский парламент в 2012 году, однако он понимает, что российские политики не будут делать ставку на него.
"С Лукашенко в России уже никто разговаривать не желает. Где Москва будет искать новых собеседников? В номенклатуре! Свои будут искать среди своих. Некляева кремлевская номенклатура не поддержит: кто он - поэт", - сообщил он журналистам.
В.Некляев убежден, что власть сядет с оппозицией за стол переговоров. "Шестнадцать лет были деньги, которые позволяли (властям) сказать: "я не буду с оппозицией разговаривать".
Сейчас их (денег - ИФ) нет", - считает политик. По мнению В.Некляева, именно благодаря переговорам оппозиции с правительством можно вывести на политическое поле новых игроков из числа номенклатуры.
Говоря о пребывании в тюрьме КГБ, Некляев сообщал, что в первые дни заключенные думали, что их расстреляют, было ощущение, что вернулись 30-е годы.
В КГБ ему говорили, что из-за него люди перед площадью "подавили друг друга", и что его нужно судить как врага народа. Однако сам он перестал бояться, когда нашел в тюремном сортире обрывок газеты с обращением к нему Евтушенко, и понял, что если бы он был врагом народа, поэт не написал бы ему письмо.
Некляев еще раз подчеркнул, что благодарен всем, кто его поддерживал, и всему мировому сообществу.
Некляев уверен, что власть сядет за стол переговоров с оппозицией, так как именно благодаря переговорам оппозиции с правительством можно вывести на политическое поле новых игроков из числа номенклатуры.
"С Лукашенко в России уже никто разговаривать не желает. Где Москва будет искать новых собеседников? В номенклатуре! Свои будут искать среди своих. Некляева кремлевская номенклатура не поддержит: кто он - поэт", - сообщил он журналистам.
"Основным политическим игроком в изменяемой ситуации будет Россия", - подчеркнул Владимир Некляев.
Среди собравшихся журналистов, пришедших на пресс-вонференцию, - представители таких изданий и агентств, как "Коммерсант", "Рейтер", Би-Би-Си, "Регнум", "Франс-пресс", "Интерфакс-Запад", "Газета Выборча", "Немецкая волна", "Радио Свобода", "Еврорадио", "Польское радио", "Радио Рация" и другие.