То, что предсказывалось экспертами и долго отрицалось официальными властями Беларуси, наконец произошло – Нацбанк РБ объявил о девальвации рубля. Представители белорусских банков высказывают недоумение по поводу механизма девальвации. В поисках средневзвешенного курса НББ избрал долгий и мучительный путь, считают эксперты.
С 24 мая Нацбанк также возвращается к ранее действовавшей пятилетней практике ограничений уровня курса купли-продажи инвалюты на внебиржевом рынке и рынке наличной инвалюты в пределах 2% от официального курса белорусского рубля.
Представители белорусских банков высказывают недоумение по поводу механизма девальвации. «Проблема не в конкретном значении курса, а в механизме. Возникает вопрос: на основании чьих умозрительных решений Нацбанк выставил именно такое значение курса?» – цитирует «Интерфакс» представителя руководства одного из банков с российским капиталом.
Представитель одного из госбанков считает, что «данное решение надо рассматривать как промежуточную меру». По его мнению, «тенденция очевидна: официальный курс будет двигаться в сторону внебиржевого курса, а не наоборот».
Новый официальный курс белорусского рубля, установленный Нацбанком, вероятно, принят из расчета, чтобы средняя зарплата в Беларуси не была меньше 300 долларов. Такое мнение высказал экономист Сергей Чалый «Ежедневнику».
«Он установлен с расчетом, что зарплаты в среднем по экономике страны теперь будут не ниже 300 долларов. Поэтому и не была достигнута планка в 5 тысяч рублей за доллар. Чтоб уж не совсем ситуация плохо смотрелась», - уточняет С.Чалый.
«В то же время новый курс Нацбанка ниже, чем курс «черного» рынка в последние дни и ниже, чем был «межбанк». То есть это те же «грабли», когда ранее, повышали курс, но устанавливали ограничения по отклонению курсов. Сейчас власти рискуют полностью остановить Межбанковскую валютную биржу. Потому что Нацбанк снова ограничил отклонения не более, чем на 2%. – Комментирует экономист. - То есть это попытка установить единый курс для всех сегментов рынка, но на уровне, который ниже, чем был. А учитывая, что регламент торгов на валютной бирже остался прежний, то, вероятнее всего, коммерческие банки по-прежнему не смогут покупать там валюту для обменников. Кроме того, границы допустимых колебаний сохраняются на уровне ±12% относительно установленного центрального значения, но даже по верхней границе эти колебания не дотягивают до курса рубля, который уже был».
Так что, с одной стороны решение Нацбанка вроде и нормальное, но из-за этих нюансов, из-за того, что запрет на продажу валюты коммерческим банкам для потребления обменникам не снят, оно особенно ничего не меняет, подчеркивает С.Чалый.
Единый курс теперь существует формально, уточняет он: «То есть, мы теперь можем МВФ говорить, что система множественности курсов отсутствует. Но я боюсь, что все в действительности уйдет в более серые схемы. А черный курс остается по-прежнему, ведь в обменниках валюты не появилось».
«Решение Нацбанк принял. Но это регулируемый курс, он «поставлен руками». Сложно себе представить, что это именно тот курс, который удовлетворит сейчас экспортеров и они радостно понесут валюту на биржу. Просто Нацбанк наступает на одни и те же грабли и идет по пути последовательного приближения курса доллара к рыночному, устанавливая сперва 4000, затем 4500, теперь почти 5000 рублей за доллар. Но особенно ведь ничего не меняется», - резюмирует экономист.
Национальный банк Беларуси избрал наиболее трудный путь к неизбежному результату, заявил руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин, пишут Белорусские новости.
«Объявив нынешний курс доллара в 4.930 белорусских рублей он, по большому счету, не решил проблемы валютного рынка, но еще больше напугал и раззадорил население и бизнес», — сказал эксперт.
По словам С.Балыкина, можно предположить что, делая такие шаги, Нацбанк пытается придти к единому курсу. «Тогда он идет в правильном направлении. Другое дело, что этот путь оказывается долгим и мучительным», — отметил он.
Эксперт считает, что руководство Национального банка отказывается признать очевидную истину: фактически девальвация уже произошла, и курс доллара сложился, причем на уровне гораздо большем, чем предлагает Нацбанк.
«Своими действиями Нацбанк только усугубляет ситуацию и провоцирует девальвационные ожидания. Единственным правильным решением в сложившейся ситуации стал бы отказ от всяческих попыток удержать курс рубля административными методами. Если бы власти решились на такой шаг, то курс доллара в конце концов стабилизировался бы на отметке примерно 6-7 тысяч рублей за доллар. Но, очевидно, Нацбанк не может самостоятельно принять подобное решение и напоминает утопающего хватающегося за соломинку», — прокомментировал эксперт.
По его словам, в нынешней ситуации некоторый выигрыш получат экспортеры, которые смогут осуществлять обязательную продажу валюты по более высокому курсу. Все же остальные сегменты бизнеса будут по-прежнему пребывать в состоянии неопределенности и закладывать все свои риски в цену товара, сказал Сергей Балыкин.
Девальвация бьет не только по частному бизнесу, но и по госпредприятиям и бюджетникам, заработная плата которых сократилась чуть ли не в два раза в долларовом выражении, говорит газете «Взгляд» руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
Власти и Нацбанк наконец-то поняли, что они сами являются виновниками валютного ажиотажа, и начали действовать в правильном направлении считает, Я.Романчук. Несмотря на то, что девальвация рубля наносит сильный удар по населению, однако она необходима – «законы экономики не обманешь».
Главное, по его словам, чтобы Нацбанк продолжил делать шаги к созданию реального единого валютного курса. «Необходимо повысить ставку рефинансирования, изъять излишнюю рублевую массу из экономики, и, конечно, начать приватизацию для того, чтобы в стране появилась хоть какая-то валюта, отличная от валютной выручки», – счтает экономист.
Я.Романчук полагает, что в течение июня белорусские власти могут поднять валютный курс с 5 тысяч до 6 тысяч рублей за доллар. Но второй этап девальвации, по его мнению, будет уже не такой болезненный. «Экономические субъекты смогут закладывать риски обменного курса на 1 тыс. рублей. Это уже не так страшно, потому что до этого многие компании закладывали курс доллара в 10 тыс. рублей», – говорит экономист.
Большинство белорусов восприняли известие о девальвации как ожидаемое признание реальности. Остается актуальным вопрос - появится ли валюта в обменниках и по какому курсу после такого шага Нацбанка.