Политолог Артем Шрайбман оценил итоги прошедших дней после вынужденной посадки самолета Ryanair в Минске.
«Важным контекстом становится предстоящая встреча президентов США и России. Много месяцев белорусская оппозиция не могла добиться обсуждения своего вопроса на таком уровне, но Лукашенко помог решить им эту задачу. Белый дом уже подтвердил, что белорусская тема будет в повестке», — считает Артем Шрайбман.
По его мнению, между США и Россией не хватает атмосферы доверия, чтобы серьезно договариваться по кризису в Беларуси. Однако сам факт обсуждения на таком уровне может подстегнуть Москву к шагам, которые не понравятся Александру Лукашенко.
«Москве придется подумать, в чем она готова смягчить свою позицию, чтобы сохранить ту атмосферу деэскалации, которая нетвердо установилась в отношениях с Вашингтоном в последний месяц. Уступать во внутренней политике для Кремля унизительно, в украинском вопросе – опасно. В Москве всерьез опасаются, что Киев будет решать проблему Донбасса военным путем, если Россия ослабит свое присутствие там. А вот встречные шаги на белорусском направлении не столь сложны и рискованны», — считает политолог.
И это при том, что власти Беларуси делают антизападные шаги, как раз ощущая поддержку России.
«Многие недоумевают, неужели арест одного активиста был так важен? Неужели Лукашенко не ожидал скандала, давая приказ поднять истребитель, чтобы посадить европейский борт? Такая постановка вопроса имеет мало общего с состоянием, в котором находится белорусская власть», — пишет Артем Шрайбман.
«Скорее всего, Минск и правда не предвидел таких масштабных последствий, но он и не смотрел в эту сторону. Режим выживания обострил туннельное зрение белорусской власти. Вся энергия направляется в одну точку, на нейтрализацию врагов. Побочные эффекты, вроде проблем с репутацией, выпадают из процесса принятия решений», — считает политолог.
Но в случае с инцидентом с самолетом Ryanair все изменилось, уверен Артем Шрайбман. Ведь в этот раз на Западе не слышно голосов против жестких санкций.
«Запад теперь скорее защищает свои интересы, на которые Минск наступил, чем помогает белорусам решить их проблемы с властью. Для ЕС и США сейчас в приоритете не дать создать прецедент безнаказанности за действия, которые там называют государственным терроризмом либо пиратством», — уверен политолог.