Власти зафиксировали курс национальной валюты на всех сегментах валютного рынка на отметке 5 000 рублей за доллар и в ближайшее время не намерены выяснять рыночную стоимость белорусского рубля. Такая позиция властей может привести к дальнейшему падению национального платежного средства, считают эксперты.
В случае отказа от экономических реформ падение курса белорусского рубля может продолжиться, считают эксперты инвестиционного банка «Ренессанс Капитал».
В аналитической записке, подготовленной экономистами инвестбанка по итогам визита в Минск, приводится два сценария возможного развития событий в Беларуси, пишут Белорусские новости.
Первый сценарий основан на предположении, что ситуация в стране будет оставаться прежней, без структурных реформ в экономике. В случае реализации этого сценария белорусский рубль может быть девальвирован еще на 60% - до 8 000 рублей за доллар, полагают аналитики «Ренессанс Капитал».
Второй макроэкономический сценарий возможен в случае реализации экономических реформ. Речь идет об ужесточении денежно-кредитной, фискальной политики (сокращение расходов на госпрограммы, повышение ставок по кредитам, отказ от значительного роста зарплат). Сценарий реформ, обозначенный аналитиками инвестбанка, предполагает также приватизацию белорусских госпредприятий.
Решение белорусских властей обратиться в Международный валютный фонд дает аналитикам «Ренессанс Капитал» основания допускать, что страна все-таки может пойти по пути реформ.
«Сотрудничество Беларуси с МВФ позволит избежать усугубления валютного кризиса, окажет серьезную поддержку золотовалютным резервам и ускорит процесс приватизации и реализации структурных реформ», — предполагает аналитик «Ренессанс Капитал» Анастасия Головач.
Белорусские эксперты также надеются, что новая программа сотрудничества Беларуси с МВФ поставит страну на путь реформ в экономической сфере.
«Согласие белорусского правительства на новую программу с МВФ позволяет рассчитывать, что страна будет переходить к более адекватной экономической политике», — говорит аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха. Хоть, по его мнению, МВФ в обмен на кредиты потребует от белорусской стороны ряда непопулярных решений.
Вместе с тем, эксперт не исключает, что возможен сценарий дальнейшей девальвации белорусского рубля, о котором написали в аналитической записке экономисты «Ренессанс Капитал».
«Если сохранится мягкая денежно-кредитная политика, если белорусских рублей в обращении будет становиться еще больше, то, очевидно, это окажет дополнительное давление на рубль в сторону понижения его курса», — полагает А.Муха.
Последний сценарий исключать нельзя именно потому, что, как показали недавние события, даже при угрозе девальвации национальной валюты власти иногда готовы подлить масла в огонь. В апреле нынешнего года, когда неизбежность девальвации рубля была более чем очевидной, власти напечатали триллион рублей. Объем наличных денег в обороте за месяц вырос сразу на 21,3%, что еще сильнее потянуло вниз курс национальной валюты.
Тем не менее, белорусские власти в ближайшее время все-таки вынуждены будут пойти на некоторые реформы. Дело не только в программе с МВФ, которую правительство планирует подписать осенью этого года, но и в условиях предоставления кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
По данным БелаПАН, Минск взял перед антикризисным фондом обязательство ограничивать госрасходы бюджета.
Речь, в частности, идет о том, что власти не будут повышать ставку первого разряда и пойдут таким образом на замораживание зарплат в госсекторе. Кроме этого, условия выделения кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС предполагают сокращение перекрестного субсидирования в экономике. Также речь идет об ограничении эмиссионного кредитования госпрограмм, а также объемов их финансирования.
Белорусское правительство, согласно условиям получения «антикризисного» кредита, должно будет увеличивать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, сокращая тем самым субсидии государства.
В частности, в плане действия правительства «по обеспечению сбалансированного развития экономики в условиях изменения официального курса белорусского рубля» предлагается дважды до конца года увеличить тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения.
Перечисленные меры могут благотворно повлиять на валютный рынок, так как сокращение эмиссии белорусских рублей позволит снизить инфляционное давление на национальную валюту.
Другое дело, что реформаторские планы правительства могут не осуществиться. Так, президент Беларуси Александр Лукашенко негативно оценил предложения правительства сокращать государственные программы.
Кроме того, как уже отмечала БДГ, выделение Беларуси кредита от ЕврАзЭС, а также шансы на получение кредита от МВФ плюс кредит в $1 млрд от ОАО "Уралкалий" дает государству резерв для того, чтобы какое-то время спокойно наблюдать за ситуацией. Поэтому уверенности в том, что в Беларуси будут проходить серьезные экономические реформы, нет.
В мировой практике разовая девальвация таких масштабов, как в Беларуси, – явление редкое. Считается, что точно рассчитать равновесный курс почти невозможно. И девальвация проводится, как правило, путем введения свободно плавающего курса. А равновесный спрос устанавливается в результате взаимодействия рыночного спроса и политики Нацбанка. Включая эмиссию для предотвращения уж совсем нежелательных последствий. Но у нас, как известно, свой путь, считает экономист Александр Обухович, пишет TUT.BY.
Однако рано или поздно равновесие на валютном рынке страны на каком-то уровне будет достигнуто, отмечает экономист. Но это равновесие, в условиях ограничения доступа государства к кредитным ресурсам, может быть достигнуто только при выполнении ряда условий.
Государственные расходы должны быть сокращены. Это – увольнения. Расходы на социальную политику должны быть сокращены. Это – тоже увольнения тех, кто был задействован в сокращаемых программах. Лишняя численность на предприятиях должна быть сокращена. Иначе предприятиям конкурентоспособность не удержать. Бодрые заявления правительства, что они готовы восстановить уровень жизни населения к концу года, свидетельствуют только об одном: они готовы и все задекларированные кредиты направить на потребление. Экспорт должен быть существенно, в разы, увеличен.
Уровень равновесия будет определен только нашими успехами в выполнении последнего пункта. В противном случае любое равновесие будет временным, и очень быстро потребуется новая девальвация. Но здесь – ряд проблем.
Во-первых, уже даже наше правительство поняло, что, в существующей номенклатуре, нужных стране объемов экспорта не набрать: нет такого спроса на рынках. Нужно освоение и продвижение на рынках новой продукции. Какой?
Во-вторых, быстрое увеличение объемов, в т.ч. экспортной продукции, требует инвестиций. Хотя бы в подготовку производства. Денег на которые нет. Прямые иностранные инвестиции, на которые почему-то так рассчитывало наше правительство, в условиях кризиса на мировых рынках и хаоса на нашем внутреннем рынке, прийти и не могут. Такие "чудеса", как постановление №240/5 исключают такие инвестиции надолго.
Напомним, что данным постановлением закреплено: импорт оборудования по внешнеторговому договору на сумму, превышающую 50 000 евро в эквиваленте, осуществляется исключительно за счет имеющейся в распоряжении импортера выручки в иностранной валюте и иной иностранной валюты.
Практически у нас нет альтернативы частно-государственному партнерству. Ускорение модернизации нашей экономики, импортозамещение, бюджетозамещение, создание товаропроводящих сетей за рубежом сегодня без участия частного капитала, белорусского и иностранного, для нас уже недоступно. Но систему гарантий для него, базовые условия сотрудничества, критерии оценки взаимовыгодности – все надлежит формировать.
В этом главное – нет программы действий и нет инструментов для решения стоящих перед экономикой страны проблем. А реального обсуждения программы выхода из кризиса по-прежнему нет. Как и реальных мер по его преодолению. Наши министерства и концерны ни по составу кадров, ни по опыту их работы, ни по своей структуре к такой работе не приспособлены, резюмирует А.Обухович.