Интервью с администратором группы «Революция через социальные сети».
22 июня несколько тысяч белорусов вышли на улицы своих городов, чтобы выразить протест режиму Александра Лукашенко. Около 500 человек, которые не скандировали лозунгов и не несли плакатов, были задержаны ОМОНом. Безмолвную акцию придумали в социальной сети «Вконтакте». В группе «Революция через социальные сети» состоит уже более 200 тысяч человек, и каждую среду на площади белорусских городов выходят все больше людей. «Лента.Ру» поговорила с Вячеславом Диановым, администратором готовящей революцию группы.
Лента.Ру: Вы придумали акцию «Революция через социальные сети»? Как вообще возникла эта идея?
Вячеслав Дианов: Группа была придумана не мной, но потом я к ней подключился. Она существует уже три года.
- Но известность она получила в июне...
- Да, и на это есть свои основания, потому что в стране начался кризис, социальные сети начали развиваться с очень быстрой скоростью, их популярность начала увеличиваться, и люди за информацией пошли к нам. После выборов 19 декабря был нанесен очень сильный удар по оппозиции (лидеры белорусской оппозиции и еще ряд активистов получили реальные тюремные сроки по обвинению в массовых беспорядках в Минске - «Лента.Ру»), в стране начался кризис, а люди ждали от кого-то каких-то действий. Эти действия начали мы.
- Почему люди выбрали вашу группу?
- У нас в группе очень много людей, мы три года вывешивали интересные новости, люди к нам присоединялись из-за этого, мы как СМИ работали, только оно было интерактивное, потому что мы общались с людьми. В итоге у нас стало очень много пользователей, более двухсот тысяч, которые просматривают новости, видят наши действия и интересуются ими. Мы призываем людей, чтобы они распространяли информацию, что они и делают, потому что волнуются о судьбе своей страны.
- Сейчас в ней состоит более 200 тысяч человек, а сколько пользователей пришло именно благодаря безмолвным акциям протеста?
- У нас был спад, потому что люди испугались. Сейчас число людей на одном и том же месте находится. Но у нас увеличивается количество уникальных пользователей, которые нас постоянно просматривают, и количество просмотров группы ежедневно.
- Когда я спрашивал вас про автора идеи, я имел в виду не группу в целом, а акцию «Революция через социальные сети». Кто придумал собираться на центральных площадях по средам?
- Чтобы понять, как эта система работает, надо немножко про нее рассказать. Мы обращаемся к людям, чтобы они предлагали свои идеи. Мы знали, что надо начинать что-то делать, ведь в стране критическая ситуация. И мы обратились к людям, чтобы они выкидывали свои идеи. Нам пришло около сотни сообщений, из которых мы выбрали самую удачную идею. Скажем так, это был конкурс.
- И победила вот эта идея c бессловесными протестами?
- Да, человек увидел ресурс нашей группы и понял, что это можем запустить только мы.
- Как вы видите дальнейшее развитие событий? Людей выходит с каждым разом все больше, но милиция действует все жестче...
- У нас есть способ, как постараться свести эти задержания к минимуму, чтобы в следующий раз они уже подумали, задерживать нас или нет. Но тактика и стратегия — она полностью ненасильственная. Мы придерживаемся ненасильственной борьбы.
- Какой способ?
- Все узнают в понедельник, 27 июня.
- Почему в понедельник?
- Потому что если мы скажем раньше, то власти начнут к этому готовить своих сотрудников милиции.
- С этим способом не будет задержаний?
- Нет, задержания, конечно, будут, но для нас самое важное - не сами задержания, а отношение людей к этим задержаниям. Потому что их задержат, но потом все равно отпустят. Вот сегодня были суды, и в основном всем присудили штрафы. По-моему, никто сейчас не сидит. Если и сидят, то некоторые администраторы, которые очень активны, но в основном всем дали штрафы.
- Думаете, что суды не начнут сажать за безмолвные протесты так же активно, как за акцию 19-е декабря?
- Они сажали лидеров, а тут выходит народ без лидеров.
- Не только лидеров сажали, на несколько лет сажали и участников...
- Да, но в основном они отсекают лидеров. И, во-вторых, мы не будем давать им такой возможности, потому что не используем ни флаги, ни лозунги. Выходят мирные люди и просто хлопают. Если у нас в Беларуси начнут сажать людей за то, что они хлопают, это будет самый большой показатель задуматься и Европе, и России тоже.
- А какая финальная цель? Вы будете продолжать, будут выходить люди каждую среду, и что должно произойти в итоге?
- Отставка Лукашенко.
- То есть в какой-то момент выйдут 500 тысяч человек и Лукашенко поймет, что пора уходить?
- Да. Мы сразу говорим, что никакого насилия мы делать не будем. Если кто-то к чему-то призывает, то это прямой провокатор. Ни флагов, ни лозунгов — ничего сейчас не будет.
- А насколько реально, что Лукашенко уйдет сам?
- Все реально, но мы готовы и к быстрому сценарию, и готовы работать в затяжном плане. Мы готовы действовать не только по обстоятельствам, но и по плану и стратегии.
- А Вы не думаете, что Лукашенко как авторитарный правитель, если людей станет реально много, просто пустит спецназ или армию, чтобы разогнать толпу жесткими методами?
- Мы призываем не оппозицию, а народ. Люди видят это, а люди есть и в армии, и в милиции.
- Вы-то сидите в Польше и сами не ходите на площади.
- Я был 19-го числа в Минске на площади, а после этого уехал из страны, потому что боялся оказаться вместе с теми, кто сейчас в тюрьме.
- Это понятно, но не кажется ли вам, что вы в какой-то степени подставляете людей, если Лукашенко начнет жесткие меры применять?
- Мы просчитываем все варианты. Лукашенко диктатор, мы это понимаем. Но мы не нарушаем закон. Он ведь не называет себя диктатором, а говорит, что он с народом. Вот мы увидим, с народом он или нет.
- На вас оказывается давление? Спецслужбы выходили на вас?
- Пока мне никто не звонил.
- А на других членов группы?
- Давление на членов, конечно, идет. Допросы постоянные, задержания. Люди держатся очень хорошо, они все понимают. Нет паники.
- А ваша деятельность, группа как-то финансируется или это все на общественных началах?
- На данный момент все на общественных началах. Если кто-то захочет помогать — пусть помогают. Дело хорошее.
- Акция «Марш миллионов» 3 июля - это ваша идея или параллельный проект?
- Идея была не наша. Группу, чья это была идея, удалили, но мы тоже планируем участвовать в ней.
- Это будет решающий день?
- Если даже он не будет решающим, то мы будем продолжать нашу ежедневную работу для достижения конечной цели.
- Если удалили группу «Марш миллионов», то могут и вашу удалить?
- Эту группу удалили не техническими методами. К человеку просто вломились домой и сказали: «Удаляй». Сломали человека.
- Но поскольку вы находитесь в Кракове, то этот вариант не возможен?
- Да, такой вариант исключен.