Стали известны подробности громкого увольнения.
«Радые Свабода» сообщало, что сняли с должности начальника РОВД Центрального района Гомеля Александра Шапорова и начальника уголовного розыска этого же РОВД. Якобы за превышение служебных полномочий. «Наша Нива» выяснила подробности этих увольнений.
Как поясняют источники «Нашай Нивы», помимо Шапорова с работы уволили еще несколько сотрудников, преимущественно — уголовного розыска. Несколько из них сейчас в СИЗО. Сам же начальник РОВД, как и начальник уголовного розыска, пока на свободе.
По нашей информации, причина увольнения руководителей РОВД в том, что оперативники уголовного розыска якобы фальсифицировали дела оперативной разработки. Это они делали для того, чтобы проводить «оперативно-розыскные» мероприятия по тем лицам, которых за деньги «заказывали» заинтересованные.
При этом механика схемы такова, что в процедуру автоматически оказывается втянутым и начальство.
Кто же обычно заказывает такие дела?
«На лишь бы кого дела заводить не будут. Как правило, это представители бизнеса, конкуренты которых хотят получить доступ к документации или отвлечь от реальной работы. Задача «посадить» необязательна», — говорят наши источники.
Как это выглядит на практике? Наши собеседники говорят, что силовики инициируют оперативную разработку «заказанного» человека. Для этого они пишут рапорт о возбуждении дела. На основании «поступившей информации». Подлинность этой информации они якобы собираются проверить.
«Рапорт о возбуждении дела оперативной разработки утверждает начальник РОВД или его заместитель — начальник криминальной милиции, — отмечают источники. - Далее выносятся решения на контроль в сетях электросвязи.
Потом оперативники получают у прокурора санкции и заполняют задание на проведение контроля. А затем задание утверждают у начальника РОВД или «начальника уголовной милиции»).
После этого бумаги передаются специалистам Департамента обеспечения оперативно-розыскной деятельности».
Как говорят собеседники «НН», после получения необходимой информации дела оперативной разработки, как правило, закрываются, исполнители получают деньги, а заказчики — обещанное.
«В России давно существует такая практика — заводить дела оперативного учета за деньги. В Беларуси это только начинается. Такие случаи случались и раньше, в том же Гомеле когда — то был мегаразнос за сливы ритуальным контором информации об умерших — история закончилась массовыми выговорами и несколькими уголовными делами для силовиков.
Надо понимать, что в каждом ведомстве есть коррупция, в каждом есть люди, которые «крутятся». Вот в милиции они» крутятся « преимущественно так. Пробивы, сливы, липовые оперативные дела — это не новость», — добавляет наш собеседник.
Напомним, одной из самых резонансных историй прослушиваний в Беларуси случилось в 2015 году с политиком Анатолием Лебедько. Он нашел в ресторанной салфетнице жучка. Оказалось, что ставили его не белорусские спецслужбы — -КГБ вышел на группу отставников, которая прослушивала чиновников, силовиков, журналистов.
Масштабы прослушек были такими, что эту деятельность связали с интересом одной из соседних стран, которая связана с Беларусью договором о непроведении разведывательной деятельности, и поэтому действовала руками бывших спецслужбистов, получивших образование в России.