Как на беларусских дорогах проверяют «oранжевые ведерки».
Пятница, вечер, жара. На остановках возле вокзала аншлаг. Жители других городов торопятся побыстрее покинуть столицу и разъехаться по малым родинам. Одни спешат на дачу, чтобы посмотреть, появились ли в огороде первые кабачки.
Другие радуются начавшемуся отпуску и хотят наконец встретиться с родными. В общем, водителям маршруток остается лишь подсчитывать прибыль да ставить плюсики напротив созданного от руки списка пассажиров. Дорога неблизкая, а потому последним стоило бы задуматься о том, кому они доверяют свои жизни. Как выяснилось, многие и знать не знают о своих правах, пишет av.by.
Теория перед практикой. Какие нарушения чаще всего допускают водители маршруток?
2018 год и обновленный Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» большое число маршрутчиков вспоминает с ужасом. Тогда поправки четко разграничили требования к регулярным и нерегулярным маршрутным такси. Первые с того момента должны были возить людей по расписанию только после заключения договоров с операторами и контролирующими органами.
Казалось бы, зачем пассажиру нужно знать такие тонкости и отличать «регуляров» от «нерегуляров»? Сейчас будем разбираться.
— Самое распространенное нарушение в сфере маршрутного такси — это то, что нерегулярные перевозчики маскируются под «регуляров». Хотя первые могут обслуживать только частные заказы: развозить туристические группы, например, или гостей на свадьбе, выполнять разовые перевозки, — рассказывают специалисты Транспортной инспекции. — Маршрутки регулярных перевозок имеют четкий график и маршрут движения и обязаны их соблюдать. Кроме того, у них должна быть лицензия, установлено навигационное оборудование, позволяющее контролировать движение по маршруту, соблюдение ПДД и режим труда и отдыха.
Представляете, каковы шансы доехать в целости и сохранности до какого-нибудь Пинска или Могилева с водителем, который проработал больше 11 часов или не прервался на 12-часовой отдых? То-то же.
— Также, у «нерегуляра» должен быть заказ-наряд с указанием перевозчика и заказчика, а также список пассажиров с указанием старшего группы, — добавляют инспекторы. — «Регуляру» необходима карточка и схема маршрута, транспортное средство обязано иметь определенное внешнее оформление. Должна быть обозначена точка А и точка Б — откуда и куда следует ТС. В салоне на видном месте стоит поискать глазами бейдж водителя и прайс. Все водители обязаны проходить курсы повышения квалификации каждые пять лет.
— В случае с нерегулярными маршрутками может быть и такое, что водитель просто скажет: «Да я друзей везу!» Поэтому рассчитываем на порядочность пассажиров, на то, что они не начнут вторить легенде. Во-первых, безопасность и здоровье должны быть в приоритете. Во-вторых, если человек следует на нерегулярной маршрутке в командировку, бухгалтерия на работе ему потом не вернет деньги за билет: чек не будет соответствовать нормам.
Что вообще должен иметь при себе водитель маршрутки? В/у, техпаспорт, техосмотр, страховку — не только на ТС, но и ответственности перед пассажирами. Почему последний документ действительно важен? В случае ДТП (а на больших трассах от них никто не застрахован) с пострадавшими перевозчик вряд ли сможет когда-либо возместить ущерб всем пассажирам. Юридическое лицо с пустыми счетами оперативно ликвидируется — и ищи-свищи потом крайнего, кто заплатит за лечение и восстановление после полученной травмы. Конечно, садясь в маршрутку в столь теплый приятный пятничный вечер, вы вряд ли задумаетесь о том, что день может закончиться аварией и больницей… Но потом размышлять будет поздно.
По техпаспорту — 15 мест, а на деле — 18 пассажиров
Найти перевозчика, который придерживается всех требований и правил, — задачка со звездочкой. На парковке напротив вокзала «междугородниками» забита вся стоянка. Здесь специально оборудованного терминала нет, а потому можно говорить о том, что мы имеем дело исключительно с «нерегулярами».
Проверяем первое попавшееся маршрутное такси — Volkswagen Crafter с надписью «Могилев». Водитель просьбу предоставить документы воспринял в штыки. Создается ощущение, будто он работает первый день: в глазах искреннее непонимание, чего от него хотят, о многих правилах пассажирских перевозок он и не слышал. На все вопросы отвечает, выдерживая театральную паузу. Ну, подождем.
— Сколько вы вообще водителем работаете?
— С какой целью интересуетесь и кто вы такие? Я не обязан общаться со странными клиентами.
Что и требовалось доказать: у водителя отсутствует страховка ответственности перед пассажирами. Сам признался: он не проходил курсы повышения квалификации. Пускать в салон, чтобы пересчитать количество человек внутри, он категорически отказывается. Звонит начальству и советуется по каждому вопросу. Проверка затягивается.
Руководство, видно, оказалось благоразумнее и дало команду двери салона все-таки открыть.
— Водитель, сколько у вас пассажиров?
— Восемнадцать.
— А почему по техпаспорту салон оснащен только пятнадцатью местами?
Незаконное переоборудование ТС тянет на отдельный штраф: неизвестно, как дополнительные сиденья вообще закреплены. Но спасибо и на том, что они хоть похожи на оригинальные. Бывает, маршрутчики подставляют обычные табуретки.
А теперь к вопросу с билетами. Выдал ли водитель хоть один чек? Как выяснилось, нет. Так что и доказательства на случай, если перевозчик не выполнит свои обязательства, у пассажиров отсутствуют.
К сожалению, клиенты не очень-то понимают: подобного рода проверки — это забота о них самих. Их волнует скорее то, что маршрутка теперь опоздает в место назначения как минимум минут на десять. Наиболее активно срывают злость на инспекторах почему-то пенсионеры.