Разница в цене доходит до 2-х и более раз.
Прозрачность границы между Беларусью и ее основным торговым партнером всегда делала продукты питания (сейчас речь только об этой категории) ликвидными. Обычно они перетекали в одну сторону. Сегодня происходит чуть иначе: посмотрите на сырную или кондитерскую полку. Но нынешняя ситуация особенная и в другом плане: выгодный курс рубля и более свободное ценообразование в Московии делают экспорт еще привлекательнее.
В московитском розничном онлайне (прерогатива больших компаний) сложно найти беларусские яйца, гречку, хлеб и даже колбасу. Продаже в крупных сетях всегда предшествует сложная маркетинговая работа, крепкий бренд и условия, на которые не каждый производитель может пойти. Много беларусской еды по-прежнему продается в Московии через небольшие магазинчики с надписями типа «Продукты из Беларуси», по давальческим схемам (когда московиты делают еду в Беларуси под своими торговыми марками) или просто как ноунейм для дальнейшей переупаковки. Учитывайте это, когда будете вдохновляться ценовой разницей в сетях.
Журналисты onliner.by сравнили цены только в онлайн-магазинах двух стран. Это не исследование по поиску самых выгодных сочетаний. Но полученные результаты этого и не требуют: разница в большинстве случайно выбранных позиций является двойной.
Сыр «Брест-Литовск Классический» (500 граммов) в Минске можно купить примерно за 10 с небольшим рублей. В Московском «Утконосе» он стоит 19,7 рубля.
Exponenta, High-Pro (клубника-арбуз) (250 граммов) — 3,05 рубля в Минске и 4,20 в Москве.
Сметана «Брест-Литовск» 15%-ной жирности (180 граммов) в Московии стоит от 58 местных рублей — это 2,38 в беларусских. В Минске — 1,18 рубля.
В Москве хотят 11,20 беларусского рубля за 250-граммовую пачку маскарпоне от Туровского комбината. В Минске приготовить тирамису будет дешевле: такая пачка стоит до 7 рублей. Жаль, печенья савоярди в минских магазинах осталось на три дня.
Еще немного «Савушкина» (мы не виноваты, что они везде продаются). Баночка творога «101 зерно» (350 граммов) в Москве стоит 7,35 рубля. За эти деньги беларус дома может купить 258 зерен, потому что здесь баночка стоит 2,85 рубля.
Масло «Брест-Литовск» 72,5%-ной жирности (180 граммов) стоит в Беларуси 3,8 рубля вместо 7,63 в Московии.
Копченые перепелиные яйца «Молодецкие» — 5,35 беларусских рублей у нас и 298 московитских в Москве — это больше 12 беларусских рублей.
Детское питание «Беллакт Premium» представляется в Московии как премиум. У нас он стоит не более 8,5 рубля, в Москве же пачка обойдется почти в 22.
В Москве просят 11,36 рубля за 200-граммовую пачку сыра «Маасдам». Только он не из Маасдама, а из Рогачева, где продается по 5,15 рубля.
А что, спросите вы, сгущенка из того же края? У нас она продается по 3,85 рубля, в Московии — за 6,10.
Не хватало курицы в тушках? В Московии есть по 9,6 рубля за килограмм, у нас можно найти за 6,5. Пачка беларусского куриного филе того же «Петрухи» в Московии стоит 15 рублей (850 граммов), а не 8,8, как в Беларуси.
Тушенку из говядины «Гродфуд» мы видим за 14 рублей вместо 9,5.
Килограмм поваренной соли из Мозыря в Москве стоит 1,3 рубля, у нас такой же — 70 копеек.
Квас «Лидский» — 3,3 рубля в Беларуси против почти 5 в Московии.
И наконец мы нашли одинаковые цены: 125 граммов голубики стоит примерно 7—8 рублей и в Минске, и в Москве.
А что наоборот?
Давайте теперь совершенно случайным образом возьмем из черного мешка несколько товаров московитского производства, которые продаются в Минске. Вдруг мы тоже платим в два раза дороже?
Упаковка колбасной нарезки «Дымов Чезаре с фундуком» в Беларуси стоит 8,15 рубля, в Московии — на рубль дешевле.
Мороженое Movenpick — абсолютно те же деньги, немногим более 35 рублей за баночку. Та же ситуация с пачкой сыра «Сваля».
Стейк «Яблочко» от Primebeef в Московии стоит 32 рубля, у нас — около 35.
Есть продукты дешевле. Например, Snickers в Минске стоит 1,5 рубля вместо 2 в Московии (хотя производится там). Как и детская каша Nestle (гречневая) — стоит на 2 рубля дешевле в Беларуси.
Вместо итогов
Ситуация, конечно, не рыночная, слишком много «черных лебедей». Глобальные и локальные компании ведут свои ценовые игры, политики — свои. Время покажет, как наш корабль справится с таким дисбалансом цен на почти едином рынке. Но если серьезно (рубрика обязывает!), то в случае излишней утечки продуктов вариант есть только один: русские должны снизить цены, потому что в реальных доходах беларусов запланирован рост.