Как происходит процедура освобождения помилованного заключенного? С этим вопросом «Свобода» обратилась к бывшему судье, известному правозащитнику Гарри Погоняйло.
«Сразу, как принят указ, его должны направить в места заключения. Учитывая, что речь об указе первого лица в государстве, его могут и, видимо, должны отправить фельдъегерской почтой. Как только указ дошел в колонию, помилованного человека должны освободить. Поэтому освобождения должны начаться завтра, 12 августа, или даже сегодня. Конечно, надо учесть ночь, может ли человек вечером добраться домой, но все равно - как можно скорее», - заявил Погоняйло «Радыё Свабода».
- Официально сказано, что помилованы те, кто написал прошение и признал свою вину. Как вы думаете, это точно так? Были же сведения, что заключенные отказываются писать прошения о помиловании?
- Наверное, не все же отказались. Людей долго уговаривали, давили на них, говорили: напиши, и все твои проблемы закончатся. Кто-то мог и написать, и по-человечески их можно понять.
- Помилован - то есть человек полностью свободен, или, может, изменена только мера пресечения?
- Отчасти помилование - освобождение полностью, но условия определенные могут быть. Это можно понять из текста указа: на каких условиях, как, когда. Полагаю, не зря мы этого текста и не видим. Возможно, люди расскажут сами, на каких условиях их освободили, а возможно, и не захотят. Посмотрим.
Обычно политических оппонентов в Беларуси освобождают досрочно после введения международных санкций. Так, в августе 2008 года вышел на свободу экс-кандидат в президенты Александр Козулин, который отбыл за решеткой 2 года и 5 месяцев с 5,5 года, которые ему назначил суд. Досрочно выходили на свободу политзаключенные Михаил Маринич, Сергей Парсюкевич, Андрей Ким, Андрей Климов, Сергей Скребец, Дмитрий Дашкевич. Как говорит Александр Козулин, он был освобожден из тюрьмы не на основании указа о помиловании, так как не подавал соответствующего прошение. Большинство освобожденных политзаключенных также говорят, что не писали прошений о помиловании.