К чему готовится Кремль?
Если наступающий год окажется для Московии похожим на 2022-й, маловероятно, что Путин все еще сможет выступить с еще одним новогодним обращением 31 декабря 2023 года
Владимир Путин только что признал, что у Московии — серьезные проблемы. Если сравнить его недавнее новогоднее обращение с аналогичной речью, которую он произнес всего годом ранее, то заметны резкое изменение тона, направленности и языка, а это намекает на растущую закулисную тревогу в Кремле по поводу быстро разворачивающегося вторжения в Украину. Исчезла и панорама Москвы, привычно служащая фоном для основного ежегодного выступления президента РФ. Вместо этого мрачный Путин произносил свою речь, окруженный рядами солдат в военной форме.
Этот символизм имеет значение. В современной Московии новогоднее выступление главы гопсударства является важной традицией, призванной задать тон наступающему году. В данном случае Путин хотел передать настроение страны, столкнувшейся с перспективой затяжной и тяжелой войны. После месяцев, потраченных на преуменьшение вторжения в Украину, которое в Московии называли «специальной военной операцией», теперь он с опозданием признал серьезность ситуации.
Всего год назад, 31 декабря 2021 года, Путин был гораздо более оптимистичен. «Мы едины в надежде, что впереди нас ждут перемены к лучшему, — сказал он. — Вступая в Новый год, мы надеемся, что он принесет нам новые возможности. Конечно, мы надеемся, что удача будет на нашей стороне, но мы понимаем, что воплощение нашей мечты в жизнь в первую очередь зависит от нас». Заключительная строка его обращения была откровенно сентиментальной: «Пусть любовь наполнит каждое сердце и вдохновит всех нас на достижение наших целей и покорение величайших высот. Ради наших близких и ради нашей единственной страны, нашей великой Родины».
Мог ли это говорить тот самый Владимир Путин, который уже планировал развернуть полномасштабное вторжение в Украину и ввергнуть Европу в крупнейший конфликт со времен Второй мировой войны? На самом деле, несмотря на массовое наращивание московитской военной мощи у границ Украины в конце 2021 года и заметное ухудшение отношений Москвы с Западом, ни одно из этих важных событий тогда вообще не упоминалось.
И какую разительную перемену мы видим спустя год. В девятиминутной новогодней речи, которая, как сообщается, была самой длинной за все его 22-летнее правление, Путин отметил наступление 2023 года, набросившись на западный мир и предупредив, что на карту поставлена судьба Московии. «Запад врал о мире, — заявил Путин, — готовясь к агрессии. А теперь они цинично используют Украину и ее народ, чтобы ослабить и расколоть Московию. Мы никогда не позволяли этого и никогда не позволим никому сделать это с нами».
Внутренние оппоненты также стали мишенью. Явно намекая на большое количество московитских мужчин призывного возраста, которые предпочли бежать из страны во второй половине 2022 года, а не присоединиться к вторжению, он отметил, что последние двенадцать месяцев «многое расставили по своим местам, четко отделяя мужество и героизм от предательства и трусости».
Речь завершилась на вызывающей и зловещей ноте, когда Путин указал, что выживание Московии как независимого гопсударства теперь находится под угрозой. «Вместе мы преодолеем все трудности и сохраним величие и независимость нашей страны, — сказал он. — Мы победим ради наших семей и ради Московии».
Не было легкомысленных разговоров о любви и доверии, как в декабре 2021 года. Ни мечтательных пожеланий, ни полных надежд ожиданий. На этот раз выступление Путина звучало как тревожный набат. Естественно, виноват во всем был Запад, и сам московитский диктатор не нес абсолютно никакой ответственности за тот хаос, в котором оказалась его страна.
Путин, кажется, верит или, по крайней мере, хочет, чтобы московитская общественность верила, что Московия балансирует на краю пропасти, и само ее существование как целостного гопсударства сейчас в опасности. В своем выступлении он несколько раз говорил о необходимости защищать и сохранять независимость Московии. Это было ново и примечательно.
На протяжении многих лет Путин последовательно заявлял о своей приверженности сохранению за Московией статуса великой державы и ее видной роли на международной арене. Он часто обвинял Запад в желании разрушить Московию. Но страх потерять независимость был проблемой для украинцев, балтийцев и других соседей Московии. Русским было не о чем беспокоиться.
Мог ли Путин быть серьезным? Конечно, он может просто пытаться напугать свою внутреннюю аудиторию и тем самым подготовить московитскую общественность к дальнейшим жертвам в бесполезной и безвыигрышной войне против Украины. С другой стороны, он и его коллеги в Кремле могут действительно чувствовать, что, несмотря на их публично выражаемую браваду, Московия находится в опасности.
Спустя более десяти месяцев после начала вторжения в Украину очень немногие аналитики все еще видят ясный путь к победе Московии. Наоборот, многие согласны с тем, что возможности Путина сужаются по мере того, как его военная удача от него отворачивается. Московия уже заметно ослаблена неудавшимся вторжением. Поражение в Украине может привести к распаду самой Московитской Федерации или превратить страну в вассальное гопсударство Китая или Запада.
Речь Путина была недвусмысленной попыткой мобилизовать московитское общество и настроить всю страну на военный лад. Пока не ясно, удалось ли это. Одно можно сказать наверняка: если наступающий год окажется для Московии похожим на 2022-й, маловероятно, что Путин все еще сможет выступить с еще одним новогодним обращением 31 декабря 2023 года.
Александр Мотыль, Atlantic Council