Комитет государственного контроля нашел главную причину валютного кризиса и виновников отсутствия долларов в обменниках.
Случилось это на минувшей неделе на коллегии ведомства, где в узком кругу, без афиширования (на сайте КГК об этом – до сих пор ни слова) была проанализирована ситуация безуспешной борьбы с импортозамещением. Вроде, и сами научились столько всего производить, и экспорт увеличивается, а ввоз в страну зарубежной продукции не останавливается и валюта в государстве не задерживается…
По коллегиальному мнению КГК, причина отсутствия долларов и прочей СКВ известна и стара, как мир: всему виной — высокий импорт промежуточных товаров. Экономика страны вынуждена ежемесячно раскошеливаться на сотни миллионов долларов для закупок импортных сырья, различных материалов и комплектующих. По самым скромным оценкам, в общей структуре ввоза они составляют 73% и, как известно, за белорусские рубли не продаются. Причем, как отметил на коллегии председатель КГК Александр Якобсон, отрицательное внешнеторговое сальдо получается даже если не учитывать энергетическую составляющую импорта.
Но у этой неприятной ситуации имеется свое второе дно.
Проблема зубочисток
По итогам проверок госконтролеры сделали вывод, что на внутреннем рынке закупается свыше 60% импортных товаров. Основательно подсевшие на валютную иглу государственные предприятия, дабы не останавливать производство и выполнить плановые показатели, вынуждены были освоить «серую» схему закупок импорта через частные структуры. Выглядит она так: импортер получает заказ, приобретает товар за валюту, ввозит его в Беларусь и реализует госпредприятию за белорусские рубли. Понятно, все происходит на взаимовыгодных условиях. Правда, нельзя исключать и коррупционную составляющую в таких маневрах. Возможно, громкие уголовные дела на эту тему еще впереди. Но у целого ряда представителей директорского корпуса неприятности на подходе.
По сведениям интернет-газеты Naviny.by, на коллегии КГК руководители предприятий, выпускающих продукцию с большой импортоемкостью, были подвергнуты резкой критике. К примеру, в полувагонах Могилевского вагоностроительного завода госконтролеры нашли лишь 26% белорусского, в одном из видов стекла Гродненского стеклозавода и того меньше – 16%. Справедливости ради следует заметить, что, если разобрать на части гордость белорусского гигантостроения — БелАЗ, то и в нем белорусского окажется немного. Не говоря уже о телевизорах, компьютерных мониторах, пылесосах, электрочайниках, утюгах и пр.
Весь вопрос — в целесообразности производства того либо иного продукта, но его в высших эшелонах власти задавать не любят. А потому за импортозамещение с неэффективной импортоемкостью кое-кому отвечать придется. Глава КГК Александр Якобсон считает, что спрос с руководителей предприятий недостаточный, многие из них не прониклись важностью экспортно-импортных задач и не желают что-то улучшать.
КГК периодически контролирует и анализирует ход реализации государственной программы «Импортозамещение». Предшественник Якобсона в кресле руководителя этого ведомства — Зенон Ломать – еще весной 2008 года на аналогичной коллегии сделал такое заявление: «Созданная правительством комплексная система, которая предполагает осуществление государственной политики импортозамещения, не оказывает существенного влияния на сокращение импорта в республике». Так что за три с лишним года практически ничего не изменилось. С той лишь разницей, что валюта в обменниках тогда имелась, а виновным в низком потребительском спросе на продукцию белорусского производства КГК называл торговлю, которая специально лучшие места на полках выделяет импортному товару.
Разумеется, перечить главному стороннику импортозамещения путем производства в Беларуси всего и вся никто не осмелится. Не так давно, в ноябре 2010 года, во время посещения СЭЗ «Минск», Александр Лукашенко подтвердил неизменность курса: «В будущей пятилетке импортозамещение – одно из важных направлений нашей работы. Хватит возить зубочистки из-за границы, когда своего леса хватает. Мы умеем делать все. Технологии известны. Надо покупать станок и делать для страны, а не ввозить из-за пределов».
Однако за прошедшие полгода в стране так и не удалось наладить производство зубочисток, и в апреле текущего года глава государства на совещании по текущим вопросам социально-экономического развития Беларуси раскритиковал правительство за слабую работу по импортозамещению: «Мы же уже разбосячились до того, и это я не первому составу правительства говорю, что не можем в стране произвести свои зубочистки, памперсы и другие товары».
Импортозамещение сковород
Упрямство правительства в желании производить в стране все аналоги импортной продукции порой выглядят абсурдными и смешными. Достаточно вспомнить попытки освоить собственное производство высокотехнологичных товаров. Незавидной оказалась судьба сотовых телефоны «Евротех» и ноутбуков «Коллега», которые по сути и содержанию лишь условно можно было назвать белорусской продукцией. Получилось нечто собранное белорусскими руками из китайских конструкторов, которое в готовом виде можно было продать только по приказу свыше. Импортозамещение в плане выполнения спущенных сверху показателей доводило некоторых руководителей до уголовного преследования. Как пример — история с наклейками Integral поверх выштампованного Acer.
Чисто белорусским классическим примером «охватить и освоить» является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2007 года № 28 «О некоторых вопросах производства и поставки на внутренний рынок импортозамещающих потребительских товаров». Прилагаемый к сему документу перечень товаров читается как захватывающий роман с продолжением. В сноске перечня особо подчеркивается: «Осваиваемые товары должны соответствовать лучшим импортным аналогам по потребительским свойствам, техническим характеристикам, выполняемым функциям, дизайну, упаковке и ценовому фактору».
Для полного импортозамещающего счастья из непродовольственных товаров белорусам не хватало: 500 штук передвижных барбекю, 100 сковород алюминиевых литых со съемной ручкой, 100 спортивных штанг, 10 спасательных жилетов и т. д. вплоть до серьезной техники. Все это поручалось соответствующим министерствам освоить и произвести.
Дело нехитрое, можно даже те же зубочистки наловчиться производить – в стране все же две спичечные фабрики! Но вот об экономической целесообразности почему-то до сих пор никто из ответственных товарищей не задумывается. В итоге получается, чтобы выпустить новую, не хуже импортной, продукцию требуются: импортное технологическое оборудование, комплектующие, сырье и прочее валютное содержание. И так — по кругу, до следующего заседания коллегии КГК или очередного заявления президента.