Понижающий "интеграционный" коэффициент для цены поставок российского газа Беларуси будет определен в ближайшее время. Скидка может составить максимум 30 процентов к европейской цене, считают эксперты. При этом она будет предоставляться на три года, уменьшаясь с течением времени.
Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минэнерго и "Газпрому" провести переговоры с белорусскими коллегами и в ближайшее время определить понижающий "интеграционный" коэффициент для цены поставок российского газа Беларуси, передают РИА Новости.
"Принято принципиальное решение, что с 2012 года цена на газ для Беларуси будет определяться с использованием специального понижающего интеграционного коэффициента. Какой должен быть коэффициент, прошу в самое ближайшее время определить участникам экономической деятельности и министерству энергетики, с белорусскими коллегами поработать", - сказал В.Путин на заседании правительства РФ.
С учетом случившегося в Беларуси финансового кризиса и крайне тяжелого положения местного бюджета России не логично настаивать на сохранении весьма высоких газовых цен. Тем более, что президент Беларуси Александр Лукашенко в главном пошел навстречу российской политической элите — принял участие в интеграционных проектах, уступил Газпрому контроль над трубопроводной инфраструктурой, худо-бедно начал процесс приватизации с возможностью участия в нем российского капитала, пишет Эксперт.
В свете этого возможная скидка в цене на газ кажется уже скорее не уступкой, а одним из проявлений гуманности, ну или адаптации монополиста к рыночным реалиям. Впрочем, для ее качественной оценки важно понимать, сколь значительной она окажется и на каких условиях будет предоставлена.
Громкие, но слишком общие заявления российского премьер-министра уже вызвали разнотолки. «По общению с белорусскими экспертами и журналистами заметно их эйфорическое настроение, — отмечает директор российского Фонда национальной энергетической безопасности (Москва) Константин Симонов. — Они все думают, что теперь смогут получать газ по внутрироссийским ценам».
Столь значительный размер уступки активно обсуждается и в российской прессе. «Политика взяла верх над экономикой, — сделала вывод газета “Ведомости”. — “Газпром” в 2012 году может потерять три миллиарда долларов».
Между тем уже само слово «скидка» означает, что применяться она будет к более высокой, европейской цене, а вовсе не к внутрироссийскому тарифу. «О равнодоходности поставок речи не идет, — разъяснил Эксперту пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. — Речь идет именно о скидке к европейской цене. По-видимому, слушателей Путина ввело в заблуждение другое его высказывание, где он говорит о выходе на равные условия конкуренции». Но в планах нашего правительства к 2015 году повысить внутренние цены на газ до уровня, равнодоходного с экспортом. Если это случится, то условия конкуренции у белорусских и российских газопотребителей и без всякой скидки окажутся равными. Из этого, кстати, следует, что и сама эта скидка будет предоставляться на три года, по-видимому, уменьшаясь с течением времени. О ее конкретном размере говорить сложнее.
В 2012 году уровень внутрироссийских цен на газ в приграничных с Беларусью регионах составит около 135 долларов, в то время как расчетная европейская цена для Беларуси при нынешней стоимости нефти будет находиться в районе 250–300 долларов. Естественно, скидка будет предполагать положение цены между двумя этими величинами, ближе, по мнению отраслевых экспертов, к верхней границе. «Скидка может составить 15–20, максимум 30 процентов, как несколько лет назад», — полагает К.Симонов.
Ее конкретная величина станет предметом двухстороннего торга. И обе стороны увязывают вопрос цены на газ с продажей Газпрому 50% акций Белтрансгаза. Однако у экспертов есть сомнение, что этот вопрос будет иметь такое уж большое значение, как об этом говорится официально. По их мнению, вопрос модификации газовых контрактов может быть увязан с приватизацией белорусских негазовых активов. И хотя пресс-секретарь Д.Песков такую связь категорически отрицает, все же момент для неофициальной синхронизации этих двух тем сейчас исключительно подходящий, отмечает издание.
Так, белорусские власти одобрили обширный план распродажи госактивов на 2011–2013 годы. Некоторые местные предприятия, в частности Беларуськалий, занимающий исключительное место на мировом рынке удобрений, МАЗ и ряд других машиностроительных активов будут работать для российского капитала. И ведущие российские политики, насколько нам известно, готовы активно лоббировать интересы частного бизнеса.
Правда, при этом остается открытым вопрос об эффективности подобных инвестиций, особенно со стороны госкомпаний России. Ведь белорусские власти имеют привычку создавать очень тяжелый налоговый режим для рентабельных активов, особенно оказавшихся под контролем россиян. Тот же Белтрансгаз вынужден раскошеливаться на отчисления для соцсферы и в разнообразные фонды. Поэтому в случае с тем же Белтрансгазом можно говорить об умеренном снижении политических транзитных рисков, но не об экономических мотивах сделки, отмечает К.Симонов. Не то чтобы этого эффекта нет, как любят говорить (тариф на прокачку газа через Беларусь, например, в полтора раза меньше украинского), просто размер выгоды несопоставим с затратами на покупку зарубежных активов.
Российские эксперты констатируют: хотя особых потерь от газовых «подарков» России Беларуси пока не видно, но и осязаемые серьезные дивиденды тоже не просматриваются.