Литовская газета Lietuvos rytas в своем редакционном комментарии сегодня вновь обращается к «делу Беляцкого».
Белорусская оппозиция дождалась от Литвы второго удара под дых: сначала чиновники Министерства юстиции помогли А. Лукашенко засадить в тюрьму диссидента и правозащитника А. Беляцкого, а теперь и сама президент Д. Грибаускайте белорусских оппозиционеров назвала ставленниками Москвы, которые только стремятся получить как можно больше денег.
Устами президент Д. Грибаускайте говорил сам А. Лукашенко. После такого ее плевка, покрывшего позором всю Литву, демократическому миру только и остается думать, что выдача белорусских оппозиционеров Министерством юстиции была закономерной, может даже заранее спланированной - чиновники просто вели себя так, как нравится литовскому президенту.
Тогда нечего удивляться, что после такого скандала ни один волос не упал с головы ни у министра юстиции Р. Шимашюса, чьи подчиненные послали в тюрьму А. Беляцкого, ни у министра иностранных дел А. Ажубалиса, который и пальцем не пошевелил для того, чтобы Литва белорусских оппозиционных деятелей не спутала с уголовными преступниками.
О том, что скандал пытаются поскорее замять, свидетельствует и превратившееся в фарс расследование межведомственной рабочей группы - где якобы пытаются выявить, кто виновен в передаче Беларуси банковских данных диссидентов.
Что могла расследовать эта группа, если в ее состав была включена даже та чиновница Министерства юстиции, которая сама подписала документы о передаче данных представителей белорусской оппозиции, а также пара ее непосредственных начальников, ответственных за безобразие у них под носом?
Как и следовало ожидать, чиновники, расследовавшие преступную историю с передачей данных, сами себя не обвинили и виноватых не нашли.
Можно было бы подумать, что не Министерство юстиции выдало банковские данные А. Беляцкого и еще одного белорусского диссидента В. Стефановича, а случилось стихийное бедствие, которое никто в Литве не в силах предотвратить.
Однако выясняется, что это была даже не преступная халатность чиновников Министерства юстиции, а нечто гораздо худшее - сознательное тщательное сотрудничества с режимом А. Лукашенко.
Во-первых, Министерство юстиции вообще не имело права браться за рассмотрение просьбы Беларуси о правовой помощи в деле А. Беляцкого, ведь на то время против него не было начато дело, а в таких случаях передавать данные межгосударственный договор министерство не обязывает.
Белорусы сначала обратились не в Министерство юстиции, а в Службу расследования финансовых преступлений, однако чиновники этого учреждения повели себя порядочно - не стали делать того, чего делать не должны, сославшись на то, что против А. Беляцкого в Беларуси не было заведено дело.
Тогда Беларусь просьбу о правовой помощи выслала Министерству юстиции, и министерство, управляемое либералом Р. Шимашюсом, стремясь прислужить режиму А. Лукашенко, взялось за действия, которые принадлежат к компетенции Генеральной прокуратуры и спецслужб.
Договор о правовой помощи между Литвой и Беларусью предусматривает, что такие запросы должны присылаться в суды и прокуратуры или в Министерство внутренних дел другого государства. О Министерстве юстиции в этом договоре вообще не упоминается.
Однако Министерство юстиции Литвы, получив белорусский запрос, поспешно обратилось в суд, чтобы тот заставил банк передать Беларуси сведения о счетах А. Беляцкого, хотя этим должны заниматься не чиновники этого министерства, а сотрудники прокуратуры.
Аргументы чиновников Министерства юстиции, что выполнить просьбу Беларуси Литву обязывает договор о правовой помощи, окончательно разбивает вдребезги статья самого договора, так как запрос о помощи не удовлетворяется, если это может навредить правам и законным интересам граждан другого государства.
Именно таким и был случай с белорусскими диссидентами. Значит, поведение чиновников Министерства юстиции - преступление.
Мало того, выяснилось, что в последние годы в Литве почему-то отказались от обычной практики, когда при получении запроса о правовой помощи не от страны ЕС и НАТО прежде всего обращались в Генеральную прокуратуру и Департамент государственной безопасности - оценить, нету ли опасности нарушения прав граждан, вреда интересам Литвы и ее союзников.
Министр юстиции Р. Шимашюс заявил, что Беларусь, запросив информацию о А. Беляцком и других диссидентах, хотела испытать, как работает система правовой помощи и охраны границ Евросоюза. Вывод - Литва этот экзамен не выдержала.
Наше государство не выдержало этот экзамен не из-за халатности какого-то мелкого чиновника, а по политическим причинам.
Остается только добавить, что неприлично пытаться всю вину свалить на стрелочников, когда кашу с выдачей невиновных людей диктатору заварили наивысшие должностные лица государства.
Нынешнее руководство Литвы политику, основанную на правах человека и демократических ценностях, изменило на потакания автократичным режимам.
Чиновники Министерства юстиции только выполнили то, что говорит президент Д. Грибаускайте, которая позавчера публично призналась, что оппозицию она не любит так же, как и А. Лукашенко.
Перевод Радыё Свабода