По белорусской традиции, заверения Национального банка только укрепили подозрения белорусов.
В Беларуси ходят упорные слухи о деноминации. Опровержения представителей власти эти ожидания только усиливают. Правда, экономические эксперты проводить деноминацию в нестабильной экономике не советуют, пишет «Независимая газета».
Тема деноминации в Беларуси возникла еще летом, когда белорусский рубль в очередной раз обесценился почти в три раза. Белорусы уже давно оперируют миллионами – средняя зарплата в ноябре приблизилась к 2,5 млн. Однако если еще год назад 1 млн. был равен 300 долл., то теперь – чуть больше 100 долл., и такой суммы хватит максимум на два похода в магазин за продуктами. В белорусском сегменте Интернета стали популярными ролики, в которых молодые люди рассчитываются в магазине за мелкие покупки (например, упаковку пива) целым рюкзаком денег, что надолго парализует работу кассы.
Неудобство обращения с таким количеством денежных банкнот низкой стоимости и стало поводом для появления слухов о деноминации. Тем более что эту процедуру постсоветская Беларусь переживала уже дважды – в 1994 году (в 10 раз) и в 2000-м (в 1000 раз).
Укрепили слухи появившиеся в некоторых СМИ заметки со ссылкой на эксперта «в банковских кругах» о том, что деноминация уже намечена на январь 2012 года. Более того, по словам этих тайных источников, новые белорусские деньги уже печатаются в Литве. Источник также утверждал, что в этот раз деньги будут не только бумажными, но и металлическими. По его информации, обмен будет совершаться 1 к 1000 руб.
Национальный банк страны, до которого тоже дошли слухи о деноминационных ожиданиях белорусов, назвал их «грубейшей провокацией». «Скорее всего никакого эксперта и в помине не было. Это выдумки нечистых на руку, непрофессиональных журналистов», – прокомментировала слухи глава Нацбанка Надежда Ермакова. По ее мнению, главным доказательством необоснованности таких слухов является то, что Лукашенко на недавней пресс-конференции «четко обозначил все основные перспективы развития экономики страны и денежно-кредитной политики в частности».
По белорусской традиции, заверения Национального банка только укрепили подозрения белорусов. Напомним, что накануне того, как в Беларуси прошла череда девальваций, тогдашний глава Нацбанка Петр Прокопович не единожды уверял белорусов, что это невозможно. Аналогичные успокоительные высказывания звучали и из уст самого Александра Лукашенко. Еще буквально две недели назад не так уверенно о деноминации говорила и Надежда Ермакова. «Думаю, что в следующем году деноминации не будет. Пока не могу сказать с полной определенностью», – сказала она. Отвечая на вопрос о том, не планируется ли выпустить в Беларуси купюру достоинством 500 тыс. и 1 млн., она заявила, что лучше уж провести деноминацию, чем идти на такой шаг. Как следовало из сказанного главой Нацбанка, она прекрасно понимает, что деноминация – это не механическое зачеркивание нулей. «Это очень серьезный вопрос, потому что нули отбрасываются, а цены остаются», – уверена она.
Эксперты согласны с тем, что белорусской валюте требуется деноминация. «Последние пять лет я настойчиво рекомендую Национальному банку, правительству провести деноминацию», – говорит руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. Причем зачеркивать нужно не три нуля, а четыре, считает он.
Однако в большинстве своем эксперты склоняются к тому, что проводить ее в настоящее время нет смысла. «На деноминацию надо идти только тогда, когда правительство и Нацбанк готовы твердо заявить, что в дальнейшем они не допустят такую инфляцию и падение обменного курса», – считает экс-глава Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич. По его мнению, такие условия могут сложиться в лучшем случае во второй половине 2012 года, если власти не будут наращивать денежную массу, ограничат расходы бюджета и прекратят финансирование неэффективных государственных программ.
Кроме того, нынешнее непростое состояние белорусской экономики отнюдь не способствует реализации новых дорогостоящих проектов, коим является деноминация. «Это слишком дорогостоящая процедура как для субъектов хозяйствования, так и для государства в лице Нацбанка», – считает аналитик Валерий Полховский.
По его мнению, в нынешней ситуации лучше вывести из оборота мелкие купюры и напечатать более крупные. До недавних пор самой крупной в Беларуси была 100-тысячная купюра. Уже принято решение о том, что вскоре появится 200-тысячная.
Что касается неудобств обращения, то, по мнению эксперта, население уже привыкло «измерять цены тысячами, так что ничего страшного в этом нет».
Свою оценку ситуации дают политологи. По их мнению, слухи о деноминации – это признак высочайшего недоверия к власти со стороны населения. Люди постоянно ждут какого-то подвоха и обмана, они не верят тому, что говорят представители власти и не считают стабильной национальную денежную единицу.