В Беларуси автомобильные дилеры проводят единичные продажи и ожидают оживления рынка не раньше марта и падения продаж новых автомобилей на 25%. БАА предлагает пересмотреть ставку НДС на ввоз и реализацию автомобилей.
В 2011 году, несмотря на валютный кризис и заморозку рынка почти на два квартала, рынок все же продемонстрировал рост. По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), продажи новых автомобилей по сравнению с 2010 годом выросли на 26% — до 16 275 машин, пишут naviny.by.
«Инфляционные ожидания и девальвация создавали искусственный спрос на машины», — пояснил один из трендов прошлого года председатель правления БАА Сергей Михневич.
Пик продаж пришелся на декабрь. По словам PR-менеджера компании Volkswagen в Беларуси Александра Бобко, в последний месяц 2011 года в Беларуси было продано 3093 новых автомобиля. Это на 50% больше декабря 2010 года и почти на уровне рекорда помесячных продаж, достигнутого в декабре 2008 года.
Причиной такого ажиотажного спроса на автомобили стала информация о грядущей отмене действовавшего на тот момент льготного режима взимания НДС. Однако это был единственный дивиденд, который автодилеры успели извлечь из отмены льготы.
По прогнозам автодилеров, если бы не отмена льготы по НДС, рынок новых автомобилей продолжил бы расти и составил бы по году 20 тысяч автомобилей, зафиксировав рост на 25%. Однако президент все-таки подписал указ № 36 об отмене льготы. И вместо ожидаемого роста автодилеры прогнозируют падение продаж на те же 25%. «В текущем году хорошо, если автодилерам удастся продать 12 тысяч новых автомобилей», — отмечает Сергей Михневич.
Дело в том, что из-за отмены льготы теперь НДС начисляется на полную стоимость автомобиля, а не на маржу между ввозной ценой и ценой продажи, как это было ранее. Как результат — прогнозируемый рост цен на 15-16% по сравнению с прошлым годом. А вместе с ростом цен логично ожидать и падения продаж на фоне низкой покупательской способности населения
Отмена льготы по НДС, как отмечают автодилеры, была одним из условий России по предоставлению Беларуси очередного транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Однако, подчеркивает Сергей Михневич, от введения указа № 36 государство потеряет больше, чем приобретет.
«Сокращение ввоза новых иномарок приведет к сокращению таможенных поступлений, НДС, налогов, сопутствующих доходов банков и страховых компаний. И это один их наших аргументов, подтверждающих необходимость пересмотреть ставку НДС на ввоз и реализацию автомобилей», — отметил глава БАА.
По его словам, ассоциация считает, что адекватным было бы установление ставки НДС на ввозимые автомобили на уровне 10% (сейчас 20%). «Мы обращались с этим вопросом в Министерство по налогам и сборам. Однако нам ответили, что автомобили — это не предмет первой необходимости, поэтому индивидуальных ставок по НДС для автомобилей министерство не видит необходимости рассматривать», — сообщил Михневич.
Российская сторона, кстати, целенаправленно добивалась налогового ужесточения для белорусских автодилеров с тем, чтобы выровнять условия взимания НДС на ввозимые иномарки в Беларуси и России. Но, как оказалось, это лишь увеличило пропасть между автомобильными рынкам двух стран.
Ведь среди стран-участниц Таможенного союза в Беларуси — самая высокая ставка НДС (в Беларуси — 20%, в России — 18%, в Казахстане — 12%). И, как подчеркивают эксперты, фактически это делает новые автомобили в Беларуси самыми дорогими на едином таможенном пространстве. А ведь платежеспособность белорусов, по оценкам экспертов, как минимум в 2,5 раза ниже, чем в России.
«Но разница не только в ставках НДС, но и в том, что закупочные цены у российских импортеров ниже, чем у белорусских автодилеров. Как правило, большинство импортеров — это 100% дочки автопроизводителей, которые имеют свои внутренние цены, экономят на таможенных платежах. Поэтому белорусским автодилерам тяжеловато с ними тягаться»,— поясняет Сергей Михневич.
А между тем это создает предпосылки к тому, что белорусы начнут активнее покупать новые автомобили у российских, а не белорусских автодилеров.
Естественно, сложившаяся ситуация заставила белорусских дилеров шевелиться. Чтобы как-то нивелировать рост цен, автодилеры начали переговоры с производителями по снижению закупочных цен. А пока идет согласование и формирование новых прайс-листов, дилеры временно прекратили продажи.
«Рынок переживает период шоковой адаптации к новым ценам на иномарки», — пояснил Михневич причины заморозки рынка.
Впрочем, далеко не факт, что дилерам удастся договориться с автопроизводителями о скидках. Как подчеркивает Сергей Михневич, нельзя приехать на завод и просто попросить скидку в 10%. Для этого надо провести анализ рынка по ценам конкурентов. «А когда конкуренты скрывают цены, провести анализ сложно. Кроме того, предоставление любой скидки при закупке должно впоследствии сопровождаться ростом продаж. Но мы не можем прогнозировать рост рынка в этом году»,— пояснил эксперт.
По этим причинам по ряду моделей, в том числе на те, на которые существуют квоты для Беларуси, шансы получить ценовые послабления у белорусских автодилеров минимальны. Заводам, объясняют эксперты, будет выгоднее продавать автомобили на другой рынок по действующим ценам, чем давать скидки белорусским импортерам. Тем не менее, «может быть, весной нам удастся добиться изменений в закупочных ценах», не исключил глава БАА.
Таким образом, по самым оптимистичным прогнозам активные продажи новых автомобилей могут начаться не раньше марта.
От того, как договорятся белорусские дилеры и импортеры с заводами-изготовителями, будет зависеть в целом расклад сил на рынке. В этой связи эксперты не исключают, что между дилерами начнутся ценовые войны: импортеры, которым удастся получить от завода более конкурентные цены, попросту начнут демпинговать.
Отчасти решить ценовые проблемы могло бы ожидаемое во второй половине года вступление России в ВТО. Эксперты не исключают, что это повлечет за собой снижение в России (а значит, и в Беларуси) ставок таможенных пошлин на новые авто с 30% до 25%.
Но процедура изменения ставок таможенных пошлин растянута во времени, напоминает Сергей Михневич. И даже если ставки будут уменьшены до 25%, «не факт, что это снижение будет ретранслировано на рынок».
«Уже появилась информация о том, что РФ рассматривает вопрос о введении экологического налога, который компенсирует снижение таможенных пошлин. Поэтому маловероятно, что от вступления России в ВТО импортеры получат более привлекательные цены», — цитируют эксперта naviny.by.